«Свободный парень» – именно так, если переводить дословно, называется фантастический комедийный экшн с Райаном Рейнольдсом, явно отсылающий к тонкой и остроумной, выполненной в стилистике магического реализма трагикомедии 2006 года «Персонаж», за главную роль в которой Уилл Феррелл получил номинацию на «Золотой глобус».
В оригинальном названии присутствует игра слов, так как главного героя зовут Гай (guy в переводе с английского – «парень»). А лучшего друга главного героя зовут Бадди (buddy с английского – «приятель»). Авторы комедии легким движением руки, нажимающей на нужные кнопки, ломают законы и кинематографа, и жизни, отрицая постулат, что положительные, скромные и рядовые парни никому не интересны на экране и не способны ничего добиться в реальной жизни, потому что слишком скучны для первого и слишком бесхребетны для второй. На фоне серьезных драм о политической, расовой, гендерной, религиозной, сексуальной и какой бы то ни было еще свободе «Персонаж» в развлекательном, смешном, неутяжеленном, но вместе с тем неглупом и концептуально продуманном ключе говорит о свободе самой что ни на есть рутинной и одновременно универсальной, отрицающей необходимость механично выполнять стандартизированные навязанные обществом программы, не покидать зону прописанной социальной роли, вписываться в рамки того или иного архетипа: парень, друг, красотка, ботан, мачо, злодей, герой… Конечно, в жизни выйти за пределы клише и ярлыков гораздо сложнее, чем в кино. Но все равно можно. По крайней мере именно к этому призывают создатели фильма, которые вовсе не кичатся глубокомыслием своего посыла, но предлагают провести время и здорово, и с умом.
Главный герой по имени Гай живет в мегаполисе под названием Free City. Он работает кассиром в банке, дружит с охранником банка, любит мороженое со вкусом жвачки, каждый день просыпается в одно и то же время, здоровается с аквариумной рыбкой Голди, надевает голубую рубашку и бежевые брюки (в его шкафу только голубые рубашки и только бежевые брюки, как у профессора из хоррора «Муха»), выходит на улицу, заказывает в кафетерии средний кофе с молоком и сахаром, здоровается с полицейским Джонни, что всегда сидит за столиком у окна, и желает всем «не хорошего дня, а прехорошего дня».
Гай вполне доволен своей однообразной и заурядной жизнью, тихо и приветливо делает свою заурядную однообразную работу и предпочитает, как говорится, никогда и нигде не высовываться, соблюдать правила и законы жанра, согласно которым далеко не всем выпадает быть главными героями, большинству уготованы роли второстепенных персонажей или даже безликой массовки, и им не суждено дать отпор грабителям банка или хулиганам, творящим произвол на улицах, их удел – безропотно поднимать руки вверх и ложиться лицом вниз. Однако парень искренне надеется когда-нибудь встретить девушку своей мечты. И встречает. Крутую, сексуальную, эмансипированную, с пушками наперевес. И эта встреча кардинально меняет и самого Гая, и его представления об окружающей действительности.
Режиссер Шон Леви собаку съел на комедиях для семейного просмотра. Франшизы «Оптом дешевле», перезапущенная «Розовая пантера», «Ночь в музее»… – это все его рук дело. С фантастикой постановщик тоже соприкасался не раз: ему принадлежит трогательная история об отце, сыне и винтажном боксирующем роботе «Реальная сталь» с Хью Джекман, а также главный сериальный хит Netflix «Очень странные дела», ностальгирующий по поп-культуре и сай-фаю 1980-х. А сценарист Зак Пенн уже имел дело с видеоиграми, работая над адаптацией «Первому игроку приготовиться». В «Персонаже» Леви и Пенн наследуют картину Марка Форстера (которая в оригинале тоже совсем не «Персонаж», а Stranger than Fiction, что значит «Страннее, чем вымысел»), где главный герой в исполнении Феррелла, самый рядовой парень Гарольд, работает налоговым инспектором, ведет убийственно монотонную жизнь, просыпаясь и засыпая в одно и то же время и даже считая движения зубной щетки во время чистки зубов, но однажды начинает слышать загадочный голос, который комментирует все его действия, и думает, что сходит с ума. Голос оказывается слогом писательницы-романистки (Эмма Томпсон), а Гарольд – персонажем ее нового произведения. Беллетристка любит трагические финалы и, дописывая роман, готовится убить героя, чему прозревший бедолага, осознавший, что является марионеткой в руках кукловода, пытается помешать.
Смотрите легально на MEGOGO
Шон Леви практически снял ремейк «Персонажа» Форстера (где герой носил аналогичный дежурный костюм невыделяющегося ординарно серого или синего цвета, рифмующийся с серо-голубыми офисными рубашками Гая – отсылка к так называемым синим и серым воротничкам, то есть работникам низшего звена и сферы услуг), но только для более широкой, включая подростковую, и менее интеллектуальной аудитории, выросшей не на книгах, а на видеоиграх. Поэтому литературное пространство, чуждое нынешним тинейджерам, заменило компьютерное поле. Можно сказать, в комедии с Рейнольдсом звучат также отголоски культового «Шоу Трумана» (неслучайно для сегодняшнего поколения Райан Рейнольдс – это некий симбиоз Джима Керри и Уилла Феррелла, только по совместительству наделенный идеальной внешностью), но без трагических настроенческих нюансов и в плоскости коммерческого, а не авторского кино.
Free City – остроумный шарж на любой реальный мегаполис, где свобода – прерогатива лишь избранной элиты, сильных мира сего, которым не писаны законы, которые творят что вздумается и живут как хочется (в фильме это игроки, которые надевают какие угодно скины и чинят беспредел на улицах: взрывают, грабят, убивают, зарабатывают бабки и очки). Все остальные несвободны ни в желаниях, ни в средствах, ни в выборе; зажаты узкими границами своих крохотных возможностей: быть баристой и варить кофе, быть кассиром и считать деньги, быть продавцом, парикмахером, официанткой… безголосым фоном, смирной и приниженной массовкой для правящего истеблишмента (в фильме это NPC, то есть Non-Player Character, неигровые персонажи компьютерных игр, поведение которых определяется программой).
Примечательно, что события «Free Guy» происходят не только внутри игры, но и за ее пределами, и в реальном мире разворачивается ничуть не менее увлекательный сюжет, чем внутри Free City (по другую сторону компьютерного монитора войну с самоуправством и несправедливостью ведут геймдевы-идеалисты в исполнении Джоди Комер из сериала «Убивая Еву» и Джо Кири из «Очень странных дел»). И конечно, Рейнольдс не упустил возможность напомнить поклонникам о том, что отныне Дэдпул, этот free guy комикс-галактики, является частью киновселенной Marvel (а все проекты студии Fox теперь принадлежат Disney). Поэтому злодействует в «Персонаже» Тайка Вайтити, режиссер фильмов «Тор: Рагнарек», «Тор: Любовь и гром» и исполнитель роли Корга, недавно появившегося в промо-ролике с Дэдпулом; а в кульминационном моменте кульминационной драки Гай извлекает туз из рукава, и это… Ну, сами увидите.
Анастасия Лях
Персонаж (Главный герой, Free Guy)
2021 год, США
Продюсеры: Райан Рейнольдс, Шон Леви, Грег Берланти, Сара Шехтер, Адам Колбреннер
Режиссер: Шон Леви
Сценарий: Мэтт Либерман, Зак Пенн
В ролях: Райан Рейнольдс, Тайка Вайтити, Джоди Комер, Джо Кири, Уткарш Амбудкар, Мэттью Кардаропле, Камилль Костек, Лил Рел Ховери, Бритни Олдфорд, Оуэн Бурк
Оператор: Джордж Ричмонд
Композитор: Кристоф Бек
Длительность: 115 минут/ 01:55