Новая работа самого титулованного иранского режиссера Асгара Фархади получила в Каннах Гран-при, который разделила с финской картиной «Купе номер шесть». Это еще один мастерский морально-психологический триллер в фильмографии постановщика, фокусирующийся не на том, что люди бывают хорошими и плохими, а на том, что ситуации, в которых мы оказываемся, бывают слишком сложными и неоднозначными. Украинские киноманы смогли посмотреть ленту в рамках внеконкурсной программы 12-го Одесского кинофестиваля.
Начиная с фильма «История Элли» (который открыл миру красоту и талант иранской актрисы Гольшифте Фарахани, успешно перекочевавшей в европейское и американское кино), Фархади, принадлежащий к лидерам иранской новой волны вместе с Джафаром Панахи и ныне покойным Аббасом Киаростами, практически регулярно получает самые престижные кинонаграды. И он является единственным из ныне живущих постановщиков, удостоенным двух «Оскаров» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» (за «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжера»). Иногда он пробует снимать европейское кино и даже привлекает голливудских актеров (франкоязычное «Прошлое» с Беренис Бежо и испаноязычный «Все знают» с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус). Но затем вновь возвращается на родину.
Во всех работах, которые можно назвать семейно-бытовым триллером на тему нравственных дилемм и обыденно-прозаичных секретов, Фархади изучает поведение самых простых людей в самых приземленных обстоятельствах, которые попадают в не самые простые жизненные ситуации. И его интересуют не столько характеры, сколько именно случаи и стечения, провоцирующие ту или иную модель поведения. Причем Фархади старается не делить персонажей на правых и виноватых, не развешивать ярлыки, а лишь создает многослойную, разветвленную сложность, запутанность, в которой у каждого есть своя правда… Почему-то драму в отличие от комедии не принято делить на драму нравов и драму положений. Но если все же разделить, то фильмы Фархади – самые искусные и филигранные драмы положений.
Главный герой (он же «герой») – живущий в Ширазе незадачливый предприниматель, бизнес которого прогорел и остались невыплаченные долги. За долг перед кредитором (причем кредитор – это бывший тесть) протагонист отбывает тюремный срок. На несколько дней ему дают увольнительный, чтобы горе-должник имел возможность собрать необходимую сумму. И в первый же день увольнительного герой случайно находит чью-то потерянную сумку, наполненную золотыми монетами, будто дар свыше и божий знак… или же наоборот, ниспосланное испытание. Мысль присвоить найденное и расплатиться с заемщиком, конечно, его посещает, но в итоге совесть заставляет дать объявление о находке и поиске владельца. Этот казалось бы в сущности элементарный поступок прокладывает бугристую тропу от национального героя до центрального объекта общественного порицания.
Отчасти «Герой» напоминает драму Клинта Иствуда о Ричарде Джуэлле, который был охранником на Олимпийских играх 1996 года в Атланте и вовремя обнаружил рюкзак с бомбой, а также эвакуировал из зоны взрыва людей, что сперва сделало его американским героем, а после, когда ФБР сочло его очень подходящим под профиль террориста, превратило в мишень для СМИ и переменчивой общественности. Но только у Фархади все менее однозначно, а геройство – не суть, а скорее ироничный декор истории, такой же условный и бессмысленный фетиш, как макгаффин.
Смотрите легально на MEGOGO
Фильм начинается с того, что протагонист долго-долго поднимается по строительным лесам, проходит изнурительный и бестолковый путь, который вроде как ведет наверх, но в действительности является топтанием на месте, потому как не преследует цели покорить вершину, а лишь служит вертикальной версией горизонтального передвижения. Точно так же движется и сам сюжет, у которого нет ни кульминации, ни развязки, лишь порой уподобляющаяся фарсу сутолока, круговое вытаптывание почвы под ногами. Поступивший правильно герой плавно погружается в круговерть «капризности» общественного мнения, готового носить на руках, а уже в следующую минуту забрасывать камнями. Но в отличие от Иствуда, показывающего Джуэлла как бесспорно хорошего парня и невинную жертву изменчивой молвы, Фархади оставляет зло и добро за кадром, на территории, недоступной ни зрителю, ни самому автору. Режиссер будто и сам не знает, кто этот парень на самом деле, герой или нет, искренний он или фальшивый, бескорыстный или же шкурный. Он выглядит так, чтобы вызвать сочувствие и симпатию, а антагонист-кредитор вроде как антипатичен и неприятен, но по мере углубления казалось бы поверхностного конфликта становится очевидным, что мы понятия не имеем, на чьей стороне правда. И есть ли правда вообще.
Фархади наглядно демонстрирует, что в реальной жизни не работает книжная система образов, и наклейки «герой», «злодей» можно с легкостью сорвать и переклеить, и неизвестно, кто в действительности скрывается под этими условными нагрудными нашивками, какие живые люди и какие подлинные истории. Кто он, этот «герой»? Где он врет, а где говорит истину? Почему человек, которому правила кинематографического сюжета навязывают позицию антагониста, преисполнен к «герою» такой упертой, непоколебимой ненависти? И кто та таинственная женщина, назвавшаяся владелицей злополучных монет: несчастная жена, одна из многочисленных жертв иранского патриархального диктата (в отличие от земляка и коллеги Панахи, открытого оппозиционера и нонконформиста, ювелирный нейрохирург внутрисемейных взаимоотношений Фархади никогда не делает прямых политических высказываний, но критикует иранскую систему между строк), или же ловкая мошенница?
Режиссер говорит, что социум (не иранский, а любой) кровь из носу нуждается в героях и злодеях, кумирах и объектах ненависти, фаворитах и опальных личностях. Иначе он существовать не может. Поэтому кино в угоду публике предоставляет четко расписанные амплуа и роли. Но только не кино Асгара Фархади. Опротестовывая название предыдущей картины постановщика «Все знают», скажем так: Фархади уверен, что чужая душа – сущие потемки, что мы ничего и ни о ком не знаем, раздаем бейджики со словами «молодец», «не молодец», затем меняем их местами, потом переставляем снова, и еще раз… но истина, если таковая есть, всегда остается где-то там, за кадром.
Анастасия Лях
Герой (Ghahreman)
2021 год, Иран/ Франция
Продюсеры: Александр Маллет-Гай, Асгар Фархади, Оливье Пер, Хамид Реза Горбани
Режиссер: Асгар Фархади
Сценарий: Асгар Фархади
В ролях: Амир Джадиди, Мохсен Танабандех, Сарина Фархади, Ферештех Садре Орафайли, Сахар Голдуст, Эсан Гударзи, Алиреза Джахандиде, Мариам Шахдаеи
Операторы: Али Гази, Араш Рамезани
Длительность: 127 минут/ 02:07