Глаза – зеркало души? Необязательно. В байопике «Глаза Тэмми Фэй» Джессика Честейн сыграла парадоксальную женщину, вызывающую симпатии и антипатии одновременно, нелепую и вместе с тем трогательную, пустышку и в то же время подлинного гуманиста. И Честейн наверняка получит за эту роль оскаровскую номинацию, а возможно, даже статуэтку. Если бы не ее игра, режиссерская работа комика Майкла Шоуолтера прошла бы, что называется, мимо. За пределами Америки так точно. Но Честейн сделала этот фильм настолько живым и грустным, что история оказавшихся мошенниками телепроповедников превратилась в лирическую зарисовку женского старения и одиночества, улыбку сквозь слезы одной несчастной женской судьбы.
В основе сюжета – жизнь и христианская телекарьера супружеской пары Джима Бэккера и Тэмми Фэй Бэккер, евангелистов, создавших в 1980-х целый христианский телеканал, в свое время дико популярный (евангелизм – основная религия в США). Он вел эмоциональные телепроповеди, она пела христианские песни и вела ток-шоу на темы толерантности и гуманизма. Но в итоге вскрылась грязная правда: на деньги с пожертвований они отгрохали себе дом с бассейном и золотыми колоннами, понакупали шубы и побрякушки, вдобавок он совершил адюльтер, изнасилование и скрыл гомосексуальные связи. Для верующей Америки Джим и Тэмми стали врагом государства номер один, запятнав и очернив самую суть телевангелизма. «Уотергейт навсегда опорочил американскую политику, а чета Бэккеров навсегда опорочила телепроповедничество», – звучит цитата из архивных интервью в самом начале фильма.
А дальше шаг за шагом разворачивается история их взлета и падения.
«Глаза Тэмми Фэй» долго не может определиться, какую именно историю он рассказывает. Карикатурную историю американского телевангелизма (собственно, телевангелизм – сугубо американское явление), шулерскую историю финансовых махинаций и мошенничества или же семейно-бытовую драму одного несчастливого брака. Точно так же сценарий не может определиться, злодеями или жертвами выступают главные герои: нам, зрителям, Тэмми и Джим то откровенно неприятны и даже отвратительны в их лицемерных ужимках, то искренне симпатичны в их попытках противостоять протестантской ортодоксальности и наполнить евангелизм терпимостью и либеральностью (и по сути, чем их дом с позолоченными колоннами отличается от золотого убранства католической и православной церквей?).
И если трусливый и инфантильный Джим Бэккер (которого прекрасно сыграл впервые повзрослевший и даже постаревший в кадре Эндрю Гарфилд, джентльменски уступивший яркость и первенство роли своей партнерше) был приспособленцем и подхалимом, подстраивающимся под общие правила и старый уклад, то кажущаяся глупой куклой Тэмми Фэй действительно пыталась перестроить не только американский евангелизм, но и американское общество, поднимая в прямом эфире табуированные темы гомосексуализма и СПИДа. Она говорила, что одинаково любит всех людей. И если вначале ее слова казались пустыми «признаниями» пустой напомаженной цацки, то под конец этой женщине захотелось поверить. И захотелось ее полюбить. Такую как есть. Вздорную, несуразную, безобразную…
Смотрите легально на MEGOGO
Фильм начинается с конца. В кадре крупным планом появляется постаревшее лицо Тэмми Фэй. На ней отталкивающее обилие жуткого макияжа. Она сидит в гримерной телестудии перед выходом в эфир. Гримерша пытается смыть уродливую раскраску и придать героине более приличный и приятный вид. «Нет-нет! Вот это вы не смоете. Это нанесено перманентно», – говорит Тэмми об ободке вокруг губ. «И ресницы тоже не трогайте!». Гримерша предлагает сделать лохматые накладные ресницы чуть покороче и поспокойнее. Но Тэмми опять возражает: «Нет-нет! Они – это я».
Не сразу, но постепенно зритель рассматривает за тяжестью этих чудовищных перламутровых теней и густой помады, за клоунадой этого ходячего шаржа живую, легкую женщину, которая действительно хотела любить: Бога, мужа, людей… Но жизнь которой сложилась в песню с печальным и оборванным вторым куплетом. Под занавес Тэмми Фэй, одинокая и всеми забытая, превратившаяся в раскрашенное пугало (увы, это судьба многих стареющих и несчастливых женщин, знаменитых и незнаменитых… вспомнить Людмилу Гурченко, Наталью Кустинскую…), бредет домой и слышит жестокие насмешки подростков: «Посмотрите! Вот же уродина!». Тэмми подходит, спрашивает имена затихших, тушующихся ребят и… нет, не угрожает полицией, не оскорбляет мальчишек в ответ, но протягивает им свою руку…
Анастасия Лях
Глаза Тэмми Фэй (The Eyes of Tammy Faye)
2021 год, США/ Канада
Продюсеры: Адриан Альперович, Фентон Бэйли, Рэнди Барбато, Келли Кармайкл, Джессика Честейн, Дженни Хинкей, Мередит Милтон, Джордана Моллик, Жижи Притцкер, Рэйчел Шэйн
Режиссер: Майкл Шоуолтер
Сценарий: Эйб Силвия
В ролях: Джессика Честейн, Эндрю Гарфилд, Винсент Д’Онофрио, Сэм Джэгер, Черри Джонс, Фредрик Лене, Кайл Риггс, Луис Канселми, Рэндолл Пи Хевенс, Габриэль Олдс, Чандлер Хэд, Джэй Хьюджули
Оператор: Майк Юлакис
Композитор: Теодор Шапиро
Длительность: 126 минут/ 02:06