Адама Драйвера нам подарил комедийный сериал «Девчонки». А сегодня это один из самых востребованных, самых впечатляющих, самых сложных, глубоких, броских голливудских актеров. Он в равной степени хорош и в комедии, и в драмеди, и в драме и даже трагедии. Обладая очень специфической, угловатой и, казалось бы, неуклюжей внешностью, Драйвер благодаря таланту и энергетике с легкостью создает образы излучающих сексуальную мощь любовников, монументальных злодеев, поэтов, грабителей, полицейских, рыцарей, мужей, богачей, донжуанов… И в каждом амплуа он настолько убедителен, что когда все вокруг называют его персонажа красавцем, мы, зрители, безоговорочно верим и даже видим, что этот нескладный детина и впрямь божественно красив… Вершина силы актерского убеждения в чистейшем виде.
Звездные войны: Последние джедаи (Star Wars: The Last Jedi, 2017)
Когда «Пробуждением силы» на большие экраны помпезно вернулись «Звездные войны» с новой трилогией и главный антагонист, прячущий лицо за канонической черной злодейской маской (это была не та маска, что принадлежала Дарту Вейдеру, и другой персонаж, но фанаты ждали от нового антигероя того же величия, той же громогласной мощи), в кульминационный момент наконец снял шлем и обнажил свой истинный облик, в кинозале раздался смех. И этот смех был не единичным, но повсеместным. Видимо, публике надо было привыкнуть к неординарной внешности нового великого лиходея. И по достоинству оценить харизму и драматическое искусство Драйвера. На «Последних джедаях» уже никто не смеялся. Все поняли, что этот несуразный верзила обладает убийственной, обезоруживающей силой и что Кайло Рен со всеми его противоречиями, внутренней борьбой и терзающими душу демонами – новый культовый архизлодей, сложный и чертовски привлекательный.
Джим Джармуш снял невероятно поэтическое, лирическое, теплое, нежное кино о творчестве, маленьких людях, будничных мелких вещах, в котором Адам Драйвер сыграл водителя автобуса, что в качестве хобби пишет стихи от руки в тоненькую тетрадку. Все его дни одинаковы: просыпается, завтракает, идет на работу, ведет автобус по одному и тому же городскому маршруту, ужинает со своей девушкой-красавицей (которая обожает раскрашивать интерьер в их скромном уютном жилище в классический монохром, будто оглядываясь в эпоху черно-белого кино), выгуливает пса, выпивает кружку пива в местном пабе… И совершенно неважно, хороши его стихи или нет. Важно, что у всего в этой истории есть душа, а у любого человека, неизбежно живущего в монотонной рутине, должна быть отдушина. Джармуш виртуозно переложил язык поэзии на язык кино, превратив повторяющиеся элементы обычных дней главного героя в рифму. А Адам Драйвер создал скромный, добрый, обаятельный, высокий образ маленького человека, прячущего в блокноте интимный мирок чувств и фантазии.
Удача Логана (Logan Lucky, 2017)
Карьере Адама Драйвера менее десяти лет, но он уже успел поработать с лучшими режиссерами: Джармушем, Спайком Ли, Ридли Скоттом, Скорсезе… У Стивена Содерберга в комедии-ограблении «Удача Логана» актер сыграл одного из братьев Логанов (младшего брата главного героя в исполнении Ченнинга Татума), организовывающих дерзкий грабеж в Северной Каролине во время автогонок NASCAR. Его персонаж – ветеран войны в Ираке, потерявший руку и искусно орудующий протезом, работая барменом в местном кабаке. Он, как и практически все возвращенцы из Ирака, страдает посттравматическим стрессовым расстройством и иногда терпит оскорбления со стороны захаживающих в бар тупых ублюдков, но старший брат всегда заступается за его честь кулаками. За главную комедию здесь отвечает персонаж Дэниэла Крэйга – блондинистый зэк, виртуозно мастерящий взрывчатку из желейных мишек. Образ Драйвера скорее трагикомичен, но и он, и его искусственная рука играют в увеселительном сюжете далеко не последнюю роль.
Черный клановец (BlacKkKlansman, 2018)
А эта роль, опять-таки комедийная, принесла Драйверу номинацию на «Оскар» за второй план. Спайк Ли снял основанную на невероятных реальных событиях парадоксальную полицейскую комедию о двух копах-напарниках (Драйвер и Джон Дэвид Вашингтон), еврее и чернокожем, которые в 1970-х в Колорадо внедряются с целью разоблачения и подрыва деятельности в антисемитскую и расистскую организацию Ку-клукс-клан. И если герой Вашингтона по очевидным причинам ведет работу под прикрытием по телефону, то персонаж Драйвера с рьяным энтузиазмом убеждает членов группировки, что злостно ненавидит всех черных и евреев. И это, конечно, дико смешно.
Брачная история (Marriage Story, 2019)
Эта, что называется, житейская и вместе с тем душераздирающая история одного развода, написанная и поставленная Ноа Баумбахом на основе собственного опыта и опыта друзей и родителей, подарила нам невероятный тандем Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон, которые сыграли театрального режиссера и сериальную актрису, что любят и уважают друг друга, но больше не могут быть вместе и, испытывая друг к другу сквозь обиду и злость все же очень нежные чувства, становятся пешками в грязных играх прожженных адвокатов по разводам. В правдивой истории о том, как близкие люди отдаляются, любящие ненавидят, но это совсем непохоже на страсти и коварства из мыльных опер, Драйвер создал не персонаж, а самого обычного и самого живого человека (в котором каждый зритель узнает частичку себя и своей личной маленькой боли, связанной с расставанием), совершающего ошибки, произносящего слова сгоряча, пытающегося справляться, как все мы, с ежедневными жизненными обстоятельствами и подножками.
Последняя дуэль (The Last Duel, 2021)
Рыцарский триллер Ридли Скотта, наследующий великого «Расемона» Куросавы и повествующий об одном и том же преступлении с разных точек зрения, разворачивается в средневековье, но поднимает самые актуальные темы сегодняшнего дня. Фильм говорит не только о том, что у каждого своя правда, но о том, что правда мужчины и правда женщины в контексте споров о харассменте в корне отличаются друг от друга в силу разной природы полов и разного восприятия одних и тех же невербальных знаков. В этом споре, завершившемся дуэлью на смерть, Драйвер сыграл «насильника», но не злодея, искренне и до конца верящего, что совершенный им акт был следствием обоюдного желания и взаимной любви. Опять же сложная, противоречивая роль, филигранно балансирующая на грани подонка и благородного рыцаря.
Дом Гуччи (House of Gucci, 2021)
Еще одна работа с Ридли Скоттом. На этот раз в байопике про семью Гуччи, основателей одноименного модного дома и бренда. Драйвер сыграл Маурицио Гуччи, хорошего и скромного парня, который учится на юриста и совсем не стремится ни к фамильному бизнесу, ни к семейному капиталу, но встречает девушку не из элиты, влюбляется, женится и к своему ужасу понимает, что душа миловидной простушки очернена алчностью и амбициями. И с подачи леди Макбет Маурицио и сам превращается в Макбета, идущего по головам и трупам. В этой картине всех переиграла Леди Гага, исполнившая роль жены Маурицио, но Драйвер в очередной раз создал неоднозначный, живой, красочный (на этот раз еще и стильный) образ, доказывающий, что даже хорошие люди способны на плохие поступки в силу человеческих слабостей и эгоизма.
А эта роль должна принести Адаму Драйверу третью номинацию на «Оскар». В шокирующем мюзикле о все том же человеческом эго (которое разрушает все на своем пути: любовь, творчество, мораль, красоту) актер сыграл в тандеме с Марион Котийяр. Его персонаж – дерзкий стендап-комик, который влюбляется и женится на оперной диве. И у звездной пары вместо живого ребенка рождается деревянная кукла-марионетка, символ того, что все мы – эксплуататоры по отношению друг к другу, эксплуатируем даже самых родных и любимых, даже собственных детей. Страшная, ужасающая роль и одновременно апофеоз сегодняшней карьеры Драйвера, самого экстравагантного, экстраординарного и многоликого актера нынешнего Голливуда.
Анастасия Лях