kinowar.com

Мыслями наизнанку (Inside Out)

Зачекайте, будь ласка...

Одно из самых изобретательных приключений в истории анимации – «Мыслями наизнанку» от студий Pixar и Disney. И даже не побоимся этого слова – гениальное.

Мировая премьера фильма состоялась в рамках внеконкурсной программы Каннского фестиваля. Многие именитые критики неофициально, так сказать, между собой и на ушко отметили, что «Мыслями наизнанку» – лучшее, что показали на Лазурном. Якобы негоже восторгаться мультиком, когда вокруг замысловатый интеллектуальный артхаус, проблемные социальные драмы и военные трагедии о концлагерях. Но что делать, если мультик – шедевр…

Лицо новорожденного младенца крупным планом – первое, что видит зритель на экране. Это самая обычная девочка Райли, которая впервые смотрит на своих улыбающихся родителей. В ее голове появляется первая эмоция – Радость. И так бы и жили Райли и Радость рука об руку, неразлучно в дружбе и согласии до самой глубокой старости, если бы чуть погодя не появились Печаль, Страх, Злость и Отвращение.

Райли растет, и на ее эмоции наваливается все больше и больше работы (и количество кнопок на мозговом пульте управления тоже заметно увеличивается). Каждое новое впечатление в жизни девочки становится воспоминанием – радостным, печальным, отвратительным…, и в зависимости от окраса занимает свое место в огромном концерне памяти. Первый хоккей с родителями – шар счастливого золотистого цвета, брокколи на завтрак – зеленый шар омерзения. Но у Райли все идет хорошо: ее полки памяти переполнены золотыми шарами, в потоке которых лишь изредка встречаются воспоминания других оттенков. До тех пор, пока родители не решают переехать из Миннесоты в Сан-Франциско. А как же старый дом, друзья, школьная хоккейная команда? С этого момента в голове у героини происходит сбой, Райли замыкается, погружается в депрессию, апатию, которые вскоре выливаются в типичную подростковую озлобленность на весь мир. И тогда пятерка верных помощников-эмоций задумывает спасти свою хозяйку…

С того времени как Disney и Pixar объединились, совместные мультфильмы студий попеременно отдавали дань то пиксаровским традициям («Вверх»), то диснеевским («Отважная»). Проекты балансировали между канонами обоих мультипликационных лейблов, но одеяло обязательно перетягивалось в одну из сторон. Так вот «Мыслями наизнанку» – абсолютный перевес Pixar.

Смотрите легально на MEGOGO

Сценаристом и постановщиком анимации выступил оскароносный Пит Доктер, которому мы обязаны «Историей игрушек», «Корпорацией монстров», «ВАЛЛ·И» и «Вверх» (сорежиссером – дебютант-филиппинец Роналдо Дель Кармен, ранее нарисовавший знаменитую пиксаровскую короткометражку «Человек-оркестр»). Обладатель весьма забавной внешности (рыжий, с вытянутым угловатым овалом лица, близко посаженными голубыми глазами, крупными зубами, большими оттопыренными ушами) и наверняка не менее занятного характера, Доктер многих персонажей своих историй срисовывает с себя и частично приписывает им моменты собственной жизни. Ну, например, он родом из Миннесоты, как и Райли.

Студия Pixar обладает уникальной способностью упаковывать очень взрослые и сложные вещи в доступную, красочную и увлекательную форму. Как тот учитель, который умеет объяснить запутанейшую химическую реакцию, оперируя исключительно понятными и близкими ребенку категориями, например, дружбой, соперничеством, симпатией между атомами и молекулами. При этом творческая команда Pixar придумывает множество штрихов сугубо для зрелого зрителя и попадает с ними не то что в самое яблочко, а просто-таки в семечку от яблока.

Память – мудреная и многослойная система – предстает в мультфильме страной или даже целым континентом, с островами, строительными сооружениями, отсеками, складами, лабиринтами, поездами, служебными помещениями под вывеской «вход запрещен» или «только для персонала», подвалами подсознания, коридорами абстрактного мышления и даже могильником. Мимо полок с шарами регулярно прохаживаются «работники низшего звена» и изымают ненужные воспоминания, то есть те шары, что потеряли свой цвет. Самые блеклые – это те моменты нашей жизни, что перестали быть актуальными, или те знания и умения, что забросились, позабылись, улетучились, стерлись. Так, «чистильщики» лишают Райли уроков в музыкальной школе: «Мусор, мусор, мусор… «Собачий вальс» оставим».

По лабиринтам памяти блуждает воображаемый друг детства Райли – пухлое и трогательное розовое существо с головой слона, хвостом кота, голосом дельфина и телом из сладкой ваты. Когда-то они проводили много времени вместе и отправлялись в невиданные фантастические приключения. Но девочка подросла, и на смену душевному, но несуразному вымышленному товарищу пришел смазливый воображаемо идеальный бойфренд, фальшиво выкрикивающий «Я умру за Райли!».

А еще в голове есть киностудия по производству сновидений. Такая настоящая голливудская продакшн кампани с налетом пообтрепавшейся винтажности. Хиты проката – «Я умею летать» и «Я долго падаю в пропасть». Прима-актриса – единорог с семицветной гривой, устала изображающая звезду. Если днем в школе ты облажался – ночью в киноцеху гудит работа: актерам раздаются копии новопоступившего сценария, и дневной кошмар повторяется.

Украинских переводчиков, как всегда, хочется заобнимать и зацеловать, и непременно наградить каким-нибудь национальным «Оскаром». С их легкой подачи Радость стала Радкой, а Печаль – Печалькой.

«Мыслями наизнанку» – история о том, что как бы мы не казались себе особенными и какими бы исключительными не казались нам наши проблемы, в наших головах происходят одни и те же мыслительные процессы, да и проблемы возникают похожие (причем с возрастом их становится все больше и больше, так что пульт управления постоянно проходит апгрейд). Разница лишь в том, как мы настраиваем себя и как решаем сложности. Pixar – студия, которая может вложить весь смысл в один крохотный штрих, например, в цвет волос Радости. Каждая из пяти эмоций окрашена в свойственный только ей цвет: Радость в золотисто-желтый, Печаль в синий, Страх в сиреневый, Отвращение в зеленый, Злость в красный. Но при этом у Радости цвет волос такой же искристо-синий, как оттенок Печали. Потому что что? Потому что не бывает в реальной жизни радости без печали…

Анастасия Лях

мыслями наизнанку 2

мыслями наизнанку 3

мыслями наизнанку

мыслями наизнанку 5

Мыслями наизнанку (Inside Out)

2015 год, США

Продюсеры: Джонас Ривера, Джон Лассетер, Марк Нилсен

Режиссеры: Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен

Сценарий: Пит Доктер, Мэг ЛеФов, Джош Кули

Озвучка: Льюис Блэк, Минди Кейлинг, Билл Хейдер, Эми Полер, Филлис Смит, Ричард Кайнд, Кейтлин Диас

Композитор: Майкл Джаккино

Длительность: 94 мин. / 01:34

 

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі