Эта прекрасная британская актриса, красивая и умная, долго получала роли второго плана (впрочем, и не в первых рядах Розамунд Пайк всегда была дивно как хороша, а ее экранный дебют состоялся в серии бондианы «Умри, но не сейчас», где она изобразила агентку британской разведки и одну из «девушек Бонда», и хотя продюсеры сильно обрезали постельную сцену, публика отметила неизвестную красотку как впечатляющего и многообещающего новичка), пока не ошеломила всех в детективном триллере Дэвида Финчера «Исчезнувшая», где исполнила жесткую сатиру на стереотип жены-стервы. А до того актриса умудрялась блистать даже в банальных боевиках. И иногда попадался какой-нибудь откровенно невыдающийся экшн вроде антиутопической научной фантастики с Брюсом Уиллисом «Суррогаты», который украшала одна только она… Сегодня на счету Пайк уже немало работ, причем довольно разноплановых (среди них есть даже супруга обергруппенфюрера Рейнхарда Гейдриха). Но кажется, ее лучшая роль еще впереди.
Гордость и предубеждение (Pride & Prejudice, 2005)
Конечно, в этой экранизации классического романа Джейн Остин, поставленной Джо Райтом, практически все внимание справедливо украла обворожительная Кира Найтли в образе Лизи Беннет. Но внимательным к деталям зрителям наверняка приглянулась и самая старшая из сестер Джейн Беннет в исполнении Розамунд Пайк. На контрасте с дерзкой не по эпохе интеллектуалкой Лизи, остроумной и свободолюбивой, Джейн была примером идеальной партии: нежная, скромная, немногословная, обладающая правильной, бледной, благообразной красотой. Но при этом Пайк продемонстрировала, что Джейн, несмотря на кажущуюся безропотность, тоже умна и едва ли так уж проста в глубине души, просто исправно играет по правилам времени и традиций.
По версии Барни (Barney’s Version, 2010)
В этой независимой канадской трагикомедии с богатой фестивальной и наградной историей, основанной на одноименном романе Мордехая Рихлера, рассказывается история жизни простого еврейского парня Барни Панофски (лучшая роль Пола Джаматти), который все годы следовал советом отца (Дастин Хоффман), пока последний не скончался от сердечного приступа в постели с проституткой, и перебирал женщин, вступая в один за другим нелепые браки, пока не встретил ту самую, любимую и единственную, но все равно не смог остановиться в своем бессмысленном, беспокойном, хаотичном движении, которое сопровождалось чередой не только преимущественно случайных женщин, но и чередой случайных и бестолковых смертей. Розамунд Пайк сыграла третью жену Барни, с которой герой знакомится прямо на свадьбе со второй. Ту самую любимую и единственную. И актриса убедительно изобразила девушку, в которую нельзя не влюбиться и с которой хочется прожить вместе сто лет рука об руку. Роль принесла ей не только похвалу критиков, но и несколько номинаций на независимые канадские и британские премии.
Игра в детективном триллере Дэвида Финчера по роману Гиллиан Флинн, который на деле оказался острой и жесткой сатирой на брак и кризис супружеских отношений, принесла Розамунд Пайк заветную номинацию на «Оскар» и охапку восторженных откликов. Здесь она предстала, кажется, во всех ипостасях, в которых может оказаться женщина и жена: обворожительной девушки-мечты, красивой, сексуальной и умной; претенциозной и недовольной суки; безобразной, обрюзгшей женушки, поглощающей бургеры с пивом; и наконец истинного монстра, отчаянно мстительного чудовища, готового на самые крайние, немыслимые, безумные меры, которого на полном серьезе стоит и нужно бояться. Пайк создала героиню, на которую можно повесить бирку «сексуальное зло» и от которой не просто бегут по телу мурашки, но бросает в ледяной пот.
Частная война (A Private War, 2018)
В этом байопике Розамунд Пайк сыграла военную журналистку Мэри Колвин, которая работала в самых горячих точках и в одной из них потеряла глаз. В фильме, интонационно ассонирующем с «Повелителем бури», актриса изобразила женщину, которая вовсе не геройствует, специально выискивая самые опасные для жизни места, чтобы якобы донести до людей подчас ужасающую правду и выполнить журналистский долг подобно клятве Гиппократа, но которая не может жить без войны, потому что война – ее личная форма протеста против социального статуса женщины как жены и матери, против социальной роли, которую у нее не получилось сыграть. И каждая горячая точка – плацдарм для войны с самою собой, с той половиной, которая все еще хочет быть просто красивой, просто любимой, просто любящей. А обезображенные войною лицо и тело – это ее «ордена» и ее же проклятье, всякий раз напоминающее о, быть может, неправильном жизненном выборе и навсегда утраченном счастье.
Недруги (Hostiles, 2017)
Роуд-вестерн с Кристианом Бэйлом, повествующий о вражде и примирении, ненависти и взаимном прощении, рассказывает историю капитана, что на исходе войны белых с индейцами за американские земли пышет яростью, отвращением и враждебностью к коренным племенам, но вынужден стать сопроводителем для умирающего вождя шайеннов и его семьи на пути в Монтану. Война почти закончилась, но раны не затянулись, горе и боль не утихли, ненависть никуда не делась. Розамунд Пайк сыграла женщину, что навязчиво примыкает к этому и без того сложному и конфликтному путешествию, так как не знает, как жить и что делать дальше: на ее глазах команчи убили мужа и троих детей, и она совершенно безумна из-за своей утраты и скорби, из-за слепого, отчаянного гнева, который едва ли способен обернуться пониманием и миром как в душе, так и снаружи.
Опасный элемент (Radioactive, 2019)
Тот случай, когда критикам не очень понравился фильм, но понравилось актерское исполнение. В этом байопике Пайк сыграла величайшую ученую среди женщин всех времен и народов Марию Склодовскую-Кюри, которая была не только физиком, но и женщиной: супругой, матерью, любовницей… Сюжет акцентируется на открытии Марией Кюри радия и полония, и повествование перемежается флэшфорвардами в будущее, когда это открытие повлечет за собой бомбежку Хиросимы и Нагасаки, Чернобыльскую катастрофу, ядерное противостояние сверхдержав… Актриса несет величие своего экранного образа с завидными искренностью, страстью и уважением к уникальному уму уникальной женщины, что изменила ход истории, совершенно не подозревая, что, возможно, в наихудшую сторону (примечательно, что в настоящее время Кристофер Нолан готовит байопик под названием «Оппенгеймер», посвященный внутренним конфликтам и роли американского физика-теоретика Роберта Оппенгеймера в создании атомного оружия).
Аферистка (I Care a Lot, 2021)
Амплуа злодейки, столь блестяще разыгранное в «Исчезнувшей», Розамунд Пайк повторила в комедии «Аферистка». Она сыграла женщину из соцслужбы, которая опекается недееспособными стариками. Только «недееспособными» она их делает сама. И выбирает исключительно богатеньких. Вот только однажды, что называется, кладет свою нечистую загребущую лапу не на ту старушку… Если бы вручали награду за самого элегантного монстра, титул непременно достался бы Марле Грейсон в исполнении Пайк. Эта перфекционистка и холодная сука, казалось бы лишенная всякой эмпатии (но искренне любящая свою девушку и по совместительству соучастницу), испытывает куда больше нежности и заботы к собственным зубам, нежели к несчастным дедушкам и бабушкам, которых облапошивает без зазрения совести и каких-либо раздумий. Но при этом благодаря харизме актрисы монстр Марла вызывает симпатии и даже вынуждает болеть за ее столь гнусное дело. И хотя зритель догадывается, что должно прилететь наказание, он очень хочет, чтобы Марла еще пожила.
Колесо времени (The Wheel of Time, 2021)
В фэнтезийном сериале по циклу романов Роберта Джордана актриса сыграла чародейку Морейн из женского магического ордена Айз Седай, которые считают, что Силой вправе владеть исключительно женщины, а мужчины ее оскверняют. Однако сама Морейн далеко не так радикальна в своих феминистских взглядах, как другие чародейки сестринства. Благодаря исполнению Розамунд Пайк образ Морейн получился фундаментом этого сериала, на котором держатся все кирпичики. Вышла совершенно парадоксальная героиня, которая якобы всегда говорит правду, но разгадать которую решительно невозможно. Как пелось в песне из советского новогоднего мюзикла «Чародеи» «…должна быть в женщине какая-то загадка…». Это точно про Морейн. И точно про Розамунд Пайк. Актрису, что пока что остается неразгаданной и способной на какие угодно эксперименты.
Анастасия Лях