Новый фильм Дмитрия Томашпольского, режиссера фантасмагорически-эзотерического детектива «Посторонний», немного припозднился с прокатом. Сейчас уже, кажется, все забыли, каково то было безвылазно сидеть дома на карантине и сходить с ума.
Экспериментальную работу «Пространство», иронично заигрывающую с научно-фантастическим хоррором, сценарист и постановщик посвятил, как нетрудно догадаться из названия, замкнутому пространству, способному возбуждать самые дикие идеи и мысли, и пространству как геометрическому понятию в целом. В формате камерного сюрреализма, псевдодокументального псевдоужаса и дружелюбной, симпатичной социальной сатиры Томашпольский представил первую встречу человечества с внеземной цивилизацией на фоне пребывающей в самом разгаре пандемии ковида. Собственно, и сам фильм снимался в условиях домашней изоляции на смартфон, но с привлечением довольно большого количества актеров, включая Василису Фролову в роли самой себя. Все исполнители снимали себя сами, следуя инструкциям режиссера.
В прологе в темноте мигают тревожно-интригующие огоньки, загадочные, зазывающие, чуть пугающие. И мужчина в бельевой майке посреди кромешной ночи с сигнализирующим мобильным в руке опасливо смотрит по сторонам, то ли в страхе, то ли в ожидании… Затем мы наблюдаем обычное на первый взгляд утро самых разных людей, мужчин и женщин, молодых, пожилых и подростков, семейных и одиноких, в городской и сельской местности, столичных и провинциальных, в квартирах и частных домах, с питомцами (собаками, котами, черепахами) и без, разного социального положения и достатка. Они принимают душ, одеваются, завтракают… Мастерский параллельный монтаж создает на экране удивительно ритмичную синхронность движений и действий, почти симфонию.
И вот тут, если бы в мире не было пандемии, все эти разношерстные персонажи после дежурных утренних ритуалов должны были бы отправиться на работу (трагикомедией «Пространство» не назовешь, но элементы черной комедии определенно присутствуют: режиссер рефлексирует на тему вероятных внутрисемейных убийств и самоубийств, спровоцированных многомесячной обсервацией). Но вместо работы приходится, что называется, страдать фигней: доставать из-под дивана ненужную мелочь, что пролежала там несколько лет; всматриваться в мелкие борозды на собственной коже; пытаться выкормить из шприца выпавшего из гнезда птенца, а затем плакать над трупом и хоронить во дворе крошечное тельце.
Смотрите легально на MEGOGO
С той же музыкальной синхронностью поведение множественных безымянных героев начинает становиться все более и более странным, растерянным, озадаченным, озабоченным. И вот уже самые обычные бытовые предметы вроде дуршлага или поддона под цветочный горшок отчетливо походят на неопознанный летающий объект…
Томашпольский снова доказывает, что снимать интересно можно при наличии крайне ограниченного инструментария и в очень стесненных условиях. Он, конечно, не первый режиссер, решивший поэкспериментировать в режиме самоизоляции. Но если, к примеру, у Дага Лаймана, снявшего в формате карантина фильм-ограбление «Локдаун», получилось катастрофически плохо, то у Томашпольского вышло любопытно, свежо, атмосферно, остроумно, занятно и символично.
«Пространство» – это как поставить «Близкие контакты третьей степени» на дому, используя вместо кинопавильонов кухню, ванную, кота Василия и чувство юмора. Эпидемию коронавируса режиссер легким движением руки превращает в эпидемию меланхолии от мимолетного соприкасания с таинственной, непостижимой инопланетной сущностью. Неведомая сила из другого мира вторгается в рутинную обывательскую жизнь и переворачивает ее вверх дном подобно тому, как это делал поднявшийся из-под земли демон Камиль в сюрреалистичном триллер-перформансе «Боргман» нидерландского арт-мыслителя Алекса ван Вармердама. После контакта жизнь обывателя уже никогда не будет прежней. Правда, пришелец Томашпольского действует куда менее бесцеремонно, чем Камиль Боргман, разворотивший бульдозером аккуратные зеленые газоны и аккуратное скучно-монотонное существование случайно подвернувшейся благополучной супружеской пары. Украинский постановщик, делая оммаж голландскому коллеге (и используя еще более очевидную и буквальную аллюзию на последнюю работу режиссера «Номер десять», где пришелец улетает с Земли обратно домой, на лучшую планету, где нет ни войн, ни пандемий, ни паранойи, ни нездорового фанатизма), прибегает к аналогичной театральности и даже вставляет созвучный причудливый танец.
Воздушные шары с гуманоидными глазами, которые в истерическом припадке лопает одна из героинь, – возможно, опять же метафора механической ограниченной жизни (ограниченность которой целиком обнажилась и гиперболизировалась, раздулась до максимума, когда мы оказались насильно заключены в собственные дома и собственные футляры, в оболочки, под которыми обнаружилось куда меньше духовной наполненности, чем мы рассчитывали), мыльного пузыря, который лопается от соприкасания с чем-то новым, опасным, неизведанным, аномальным, полным вирусного искушения.
Но каким бы замысловатым ни казался подтекст, «Пространство» до самого конца остается непретенциозным, ненатужным маленьким авторским исследованием забавы ради. В противном случае финал не был бы такой откровенно шутливой отсылкой: «I will be back». Пришелец – он как Арнольд Шварценеггер и Карлсон одновременно: улетел, но обещал вернуться.
Анастасия Лях
Простір (Пространство)
2021 год, Украина
Продюсер: Елена Демьяненко
Режиссер: Дмитрий Томашпольский
Сценарий: Дмитрий Томашпольский
В ролях: Иван Шаран, Диана Тищенко, Остап Дзядек, Анастасия Андриенко, Мария Чуприненко, Василиса Фролова, Нико Малик, Соломия Савчак, Евгения Шимширьян, Татьяна Косянчук, Любовь Косянчук, Роб Фельдман, Катерина Шенфельд, Катерина Файн, Валерия Ходос, Вера Минайлова, Анастасия Гиренкова, Вячеслав Шеховцов, Таисия-Оксана Щурук, Марина Сердешнюк, Милена Компаниец, Анастасия Зюркалова
Длительность: 101 минута/ 01:41