Считается, что экранизация детективного романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле», вышедшая в 1978 году, бесспорно хороша, но все же существенно уступает экранизации «Убийства в Восточном экспрессе» 1974-го. С современными адаптациями Кеннета Браны получилось наоборот: «Смерть на Ниле» 2022-го оказалась в разы лучше «Убийства в Восточном экспрессе» 2017-го.
Примечательно, что все четыре фильма, о которых идет речь, выделяются в первую очередь суперзвездным актерским составом, большим разношерстным созвездием прославленных и титулованных актрис и актеров. 1974 год – Альберт Финни, Лорен Бэколл, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк, Энтони Перкинс. 1978 год – Питер Устинов, Миа Фэрроу, Джейн Биркин, Бетт Дейвис, Джордж Кеннеди, Мэгги Смит, Анджела Лэнсбери, Дэвид Нивен. 2017 год – Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Оливия Колман, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Джош Гад, Дэйзи Ридли, Дерек Джекоби, Сергей Полунин, Люси Бойнтон. 2022 год – Кеннет Брана, Галь Гадот, Летиша Райт, Арми Хаммер (которого, благо, не стали скоропостижно менять на другого исполнителя, следуя требованиям культуры отмены), Аннетт Бенинг, Софи Оконедо, Эмма Маки, Роуз Лесли, Рассел Брэнд.
Но если в предыдущий раз Бране пришлось соперничать с канонической постановкой самого Сидни Люмета, общепризнанным детективным шедевром, то конкурировать с картиной ремесленника Джона Гиллермина (след которого в киноистории ограничивается не самым выдающимся ремейком «Кинг Конга» и его катастрофически плохим сиквелом «Кинг Конг жив») выдалось несомненно проще и даже легко. И эта легкость вроде как приободрила Брану (который за то время, что «Смерть на Ниле» зависла в воздухе из-за пандемии и очень долго не могла добраться до экранов, успел снять глубоко личный черно-белый малобюджетный «Белфаст» о собственном детстве в Северной Ирландии и в итоге попасть с ним в оскаровскую гонку). Над постановщиком больше не висела грузная туча неукоснительного эталона, превзойти который практически невозможно. И это отсутствие давления, вероятно, придало сил и вдохновения.
Вернемся к актерскому составу. Совершенно очевидно, что в «Смерти на Ниле» звезды хоть и звездные, но совсем не такие нарочито именитые и непреложно корифейные, как в «Убийстве в Восточном экспрессе», не такие что ли заезжено медийные. Аннетт Бенинг – безусловный ветеран и мастер. Галь Гадот – звезда сегодняшнего дня. Арми Хаммер – оскандалившийся изгой сродни Джонни Деппу. Но Эмма Маки и Роуз Лесли пока что не вышли за пределы своих хитовых сериалов («Половое воспитание» и «Игра престолов»). Летиша Райт – пока что марвеловская заложница, тоже известная одной ролью. А фрик Рассел Брэнд, активист и стендапер, лет десять вообще не появлялся на большом экране (и в образе интеллигентного доктора-аристократа узнается с большим трудом, но принципиально новое амплуа ему, как ни странно, очень к лицу).
И этот не такой показной, не такой парадный, не такой напускной, не такой выпячиваемый, но местами любопытно экзотический и нетривиальный каст выглядит сравнительно с декоративным составом «Убийства в Восточном экспрессе» по-настоящему живым, рельефным, в хорошем смысле слова шероховатым, лишенным глянцевой стерильности. К тому же Брана вносит выразительные расовые изменения в систему образов Агаты Кристи: адвокат-попечитель миллиардерши из белого Эндрю Пеннингтона превратился в армянина (судя по фамилии персонажа, хотя играет индийский актер) Эндрю Качадуряна, а Саломея и Розалия Оттерборн, белая писательница любовных романов с дочерью, превратились в черную джаз-певицу с племянницей (в открывающей сцене, после посвященного тяжелым воспоминаниям молодости Эркюля Пуаро черно-белого пролога, Брана бросает зрителей в опьяняющий вихрь черной музыки и грязных танцев). Также консервативный детектив Кристи в современную плоскость (хотя время и место действия остаются оригинальными) переносит внезапное обнаружение в сюжете квир-героинь.
Смотрите легально на MEGOGO
Более живой оказалась на этот раз и постановка, и сама история. «Убийство в Восточном экспрессе» Брана преподнес как спектакль, подчеркнуто театральное действо, эффектный, но искусственный, постановочный перформанс. «Смерть на Ниле» определенно далека от театра. Это классический кинематографический сторителлинг, сюжет которого виртуозно притворяется пронзительной, щемящей правдой об извечном родстве эроса и танатоса, любви и смерти, страсти и трагедии. И так же виртуозно Брана видоизменяет классические триллер-скримеры, превращая дешевые бу-эффекты в элегантные мгновения не наскакивающего, но проплывающего ужаса (причем в одной из сцен буквально: труп, который в романе обнаруживается в каюте, здесь подобно русалке проплывает под кораблем, поэтично и жутко в одночасье).
«Не видела более карикатурную личность», – говорит в адрес Эркюля Пуаро героиня Аннетт Бенинг, художница и по совместительству цинично-прагматичная мать молодого и праздного месье Бука, близкого друга Эркюля (шикарная, харизматичная, острая на язык аристократка, властная по отношению к инфантильному сыну, которая касательно сказки про любовь имеет очень четкую и трезвую позицию). Если в «Убийстве в Восточном экспрессе» Пуаро Кеннета Браны действительно был фигурой карикатурной, анекдотичной, состоящей сплошь из спекулятивных книжных черт и атрибутов вроде перфекционизма, гениальности и нелепейших усов, то в «Смерти на Ниле» разоблачается не только преступник, но и сам разоблачитель.
В черно-белом прологе мы узнаем, как именно Пуаро обзавелся усами и с какими внутренними демонами и призраками прошлого ему приходится жить. Так что на этот раз Пуаро Браны созвучен, пожалуй, с исполнением Джона Малковича в мини-сериале «Убийства по алфавиту», где гротескно-шаржевый сыщик предстал уставшим, одиноким, грустным…, подлинным человеком, а не похожим на пингвина силуэтом с обложки. Так что «Смерть на Ниле» – это тотальное оголение правды: правды о всех персонажах и их мотивах, правды о любви и безумствах, на которые она толкает, и о боли, которую причиняет; правды об алчности, эгоизме и чувстве вины; правды о больших деньгах, что не бывают ничем безнравственным, бесчестным не испачканы; правды о том, кто мы есть на самом деле… Оголение правды и сбривание усов.
Анастасия Лях
Смерть на Ниле (Death on the Nile)
2022 год, США
Продюсеры: Ридли Скотт, Кеннет Брана, Марк Гордон, Джуди Хоффлунд, Саймон Кинберг, Майкл Шэфер
Режиссер: Кеннет Брана
Сценарий: Майкл Грин, Агата Кристи
В ролях: Кеннет Брана, Галь Гадот, Летиша Райт, Арми Хаммер, Аннетт Бенинг, Софи Оконедо, Эмма Маки, Роуз Лесли, Рассел Брэнд, Том Бейтман, Али Фазал, Дженнифер Сондерс, Дон Френч
Оператор: Харис Замбарлукос
Композитор: Патрик Дойл
Длительность: 127 минут/ 02:07