Начинается этот космический катастрофический сай-фай (тут к гадалке не ходи, жанр очевиден из названия) как «Гравитация», только вместо Сандры Буллок и Джорджа Клуни – Холли Берри и Патрик Уилсон. Астронавты выполняют в открытом космосе какие-то дежурные ремонтные работы, беззаботно болтают, шутят, подначивают друг друга, спорят о тексте старой песни… И тут начинают лететь какие-то обломки, которые таранят шаттл, таранят астронавтов, все вращается, грохочет, рушится…
Режиссер Роланд Эммерих совсем не похож на режиссера Альфонсо Куарона. Но похож на Майкла Бэя. Оба обожают, когда все грохочет и рушится (без всяких метафор и аллегорий). Причем необязательно по какой-то конкретной причине, по законам логики и физики. Главное – чтобы громко, масштабно и с обилием компьютерной графики. И в этом месиве из спецэффектов и надуманных катаклизмов действуют клише-персонажи (профессор, в предупреждения которого не верит упертое правительство; неуклюжий гик, нелепые идеи и теории которого внезапно оказываются правдой; тупой генерал, который непременно стремится что-нибудь взорвать; герой, который жертвует собой во спасение планеты…), произносящие клише-реплики вроде «Я всего-то хочу спасти все человечество».
В то время как Адам МакКей остроумно высмеивает «Армагеддон» в сатире «Не смотрите наверх», ретроградный Эммерих, будто бы совершенно выпавший из настоящего времени и современных тенденций, на полном серьезе наследует напыщенный и сентиментальный хит конца 90-х, только вместо астероида здесь, как нетрудно догадаться, падает Луна (его предыдущая работа «Мидуэй» наследовала «Перл-Харбор» того же Бэя).
Собственно, этот немецкий американец, создатель эпических катастроф «День независимости», «Послезавтра», «2012», застрял в 1990-х (максимум в начале нулевых) уже довольно давно и никак не может избавиться от косности во взглядах на мейнстрим (к слову, и Эммерих, и Бэй однажды отклонились от привычного стиля и выдали принципиально другое кино: один – посвященного шекспировскому вопросу костюмного «Анонима», другой – основанную на реальных событиях черную комедию «Кровью и потом» о качках-похитителях в тренировочных майках-боксерках, у которых оказались большие бицепсы, но крошечный мозг… у Бэя малобюджетный эксперимент для души получился куда живее и лучше).
Поначалу кажется, что на пересказывании «Армагеддона» все и закончится. Но тут неожиданно выясняется, что Роланд Эммерих нарастил поверх мышц некоторые амбиции и решил уподобиться Ридли Скотту, задающему сакраментальные вопросы в «Прометее». И сложно сказать, что хуже: скучный, реакционный Эммерих, предлагающий заурядный апокалипсис, или же Эммерих амбициозный, строящий фантастические гипотезы о сотворении мира и всего сущего.
Смотрите легально на MEGOGO
Чувствуется, насколько неловко в происходящем ощущают себя Берри и Уилсон, которые так стеснены лубочными диалогами и характерами, что открывают в себе новый талант катастрофически плохой игры. И кажется, с комфортом и воодушевлением провел время в кадре только Джон Брэдли (он же Сэм Тарли из «Игры престолов»), которому наверняка показалось, что он шагнул на следующий карьерный уровень: снялся в многомиллионном блокбастере, да еще и на переднем плане, да еще и с оскароносной актрисой в тандеме.
Если бы у Эммериха была хотя бы половина чувства юмора Адама МакКея, «Падение Луны» не скрипело бы на зубах, как плохой «резиновый» сыр. И если бы у Эммериха была хотя бы половина монументальности Ридли Скотта, «Падение Луны» не выглядело бы карикатурой на космогонию. Но Эммерих – это Эммерих. Так что, как говорил один небезызвестный персонаж опять-таки карикатурной политики: имеем то, что имеем.
Анастасия Лях
Падение Луны (Moonfall)
2022 год, США/ Канада/ Китай
Продюсеры: Роланд Эммерих, Харальд Клозер, Джон Эй Амикарелла, Дэниел Оклэир, Аластэр Бёрлингэм, Спенсер Коэн, Уте Эммерих, Карстен Лоренц, Джей Пи Петтинато, Гэри Раскин
Режиссер: Роланд Эммерих
Сценарий: Роланд Эммерих, Харальд Клозер, Спенсер Коэн
В ролях: Холли Берри, Джон Брэдли, Патрик Уилсон, Майкл Пенья, Дональд Сазерленд, Чарли Пламмер, Эме Иквуакор, Венвен Ю, Каролина Барчак, Ава Вейсс, Максим Рой, Стивен Богаэр, Хазел Нагент, Кэти Брейер
Оператор: Робби Баумгартнер
Композиторы: Харальд Клозер, Томас Ванкер
Длительность: 120 минут/ 02:00