Это нашумевший российско-американский проект, снятый в экспериментальном жанре screen capture movie (screen capture – видеозапись происходящего на экране компьютера) или десктоп-муви. Нечто похожее мы наблюдали в «Открытых окнах» Начо Вигалондо, снятых с помощью веб-камер. «Убрать из друзей» стал кассовым хитом, окупив более чем скромный бюджет почти в пятьдесят раз, и получил немало восторженных отзывов. Причем пугает фильм не столько страшными сценами, сколько актуальностью, ужасом оцифрованного времени, в котором мы живем как на ладони, лишенные всякого права на интимность, нетронутое личное пространство, никем не замеченные ошибки.
Действие полностью разворачивается на мониторе компьютера главной героини, ни разу за восемьдесят минут не выходя за рамки дисплея. Девушку с невинным ангельским личиком зовут Блэр, она разговаривает по скайпу со своим бойфрендом Митчем, пытаясь устроить любимому легкий виртуальный стриптиз. Но интим парочки нарушают четверо друзей, подключившиеся к видеочату. Ребята трындят о пустом, как обычные школьники, пока к разговору непрошено не присоединяется кто-то седьмой, аноним без аватарки. Незваный гость напоминает беспечным подросткам, что сегодня годовщина смерти их одноклассницы Лоры Барнс, покончившей с собой после того, как кто-то выложил в сеть видео с вечеринки, где она напилась до бессознания и обгадила штаны. Запись, на которой некая «добрая душа» отметила Лору, тут же обросла тьмой комментариев: LAURA, KILL YOURSELF!
Идея десктоп-хоррора принадлежит Тимуру Бекмамбетову, выступившему продюсером фильма. Своими мыслями он поделился с режиссером Леваном Габриадзе, с которым работал на «Елках» и «Выкрутасах» (Леван – это Гедеван Александрович из «Кин-дза-дзы!», который больше нигде никогда не снялся, за исключением нескольких камео в «Паспорте», и переключился на режиссуру). Габриадзе сразу загорелся и согласился взять постановку в свои руки. Но делать кино решили в Америке, по американскому сценарию, с американскими актерами, на, естественно, английском языке, так как посчитали, что там эта тема найдет больший отклик. Не прогадали.
Дико представить, что восемьдесят минут слежения за происходящим на компьютере могут продержать зрителя в заинтересованности и напряжении. Но видимо, мы слишком любим подглядывать. Это как ехать в метро и подсматривать в текст смс на телефоне рядом стоящего. Создатели «Убрать из друзей» позволяют заглянуть в мозг своей героини, наглядно демонстрируя, что персональный компьютер знает о нас больше, чем родная мать. На экране появляются все основные средства коммуникации и поиска информации: скайп, фейсбук, ютуб, гугл. Самое интересное – наблюдать, как у Блэр формируется мысль, как она пишет и затем стирает, переписывает по новой, как перескакивает из окна в окно, из коллективного чата в приватный, как одному адресату пишет одно, а другому противоположное. При этом режиссер драпирует действие убедительными эффектами, призванными заверить зрителя в реалистичности происходящего: изображение то и дело меняет четкость, зависает, распадается на пиксели.
Имя Блэр отсылает к культовому хоррору конца 90-х «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», который в свое время тоже стал новаторским в плане киноязыка. Снятый за копейки, фильм завел моду на мокьюментари – псевдодокументальный жанр. Авторы всячески убеждали зрителя, что их проект – никакая не выдумка, не постановочное действо, а монтаж реальных видеозаписей погибших студентов, хотя позже, конечно же, раскрылось участие актеров. Лора же – отсылка к «Твин Пиксу» и легендарному риторическому вопросу «Кто убил Лору Палмер?».
Смотрите легально на MEGOGO
Фильм Бекмамбетова и Габриадзе жестко указывает на бич нашего поколения – глобальную сетевую интерактивность. Мы живем в кошмарное время всесторонней публичности, когда ты можешь неудачно высморкаться и повисшая на носу сопля станет достоянием общественности благодаря мимо проходившему незнакомцу с камерой в мобильном (причем интеллектуальный уровень общественности таков, что чужая сопля вызывает больший резонанс, нежели, к примеру, чья-то исключительная игра на скрипке). Помните популярные ютубовские ролики «Лучший танец, жалко, что обосралась» или «Парень обосрался в бассейне»? Раз облажался – и до конца жизни превратился в того, кто нагадил в бассейн, или ту, что обкакалась во время танца или пьяной испражнилась в штаны. Вот только пока ты снимаешь чей-то позор, кто-то вполне может снимать тебя…
Анастасия Лях
Убрать из друзей (Unfriended)
2015 год, США/ Россия
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Нельсон Гривз, Джейсон Блум
Режиссер: Леван Габриадзе
Сценарий: Нельсон Гривз
В ролях: Шелли Хенниг, Моусес Сторм, Рени Олстэд, Уилл Пельтц, Джейкоб Высоцки
Оператор: Адам Сидман
Длительность: 83 минут / 01:23