«Реальность» – сюрреалистичная черная сатира французского кинематографиста Квентина Дюпье, режиссера, сценариста, оператора, композитора и монтажера, словом, человека-оркестра. Мировая премьера состоялась на Венецианском смотре, где лента не получила наград, но удостоилась высоких оценок. Затем «Реальность» поколесила по всевозможным фестивалям, пока наконец не добралась до Одессы, где стала торжественным фильмом открытия ОМКФ. Примечательно, что три года назад Одесский кинофорум тоже открывался «Реальностью», только итальянской. Впрочем, нет ничего удивительного, что фестиваль иллюзий стартует историями, эквилибрирующими на грани яви и мечты, действительности и миража.
Телевизионное кулинарное шоу. Молодой ведущий в костюме крысы беседует с неуверенным пожилым гостем у съемочного стола, заставленного утварью. Пока мужчина флегматично рассказывает о том, как правильно мыть клубнику, парня в волосатом костюме донимает дикий зуд, и он остервенело чешется в прямом эфире, как последняя блохастая собака. В это время титулованный артхаусный режиссер снимает кино о том, как спит девочка по имени Реальность, а продюсер негодует, что без толку тратятся метры и метры драгоценной пленки. Девочка Реальность идет с отцом на охоту, и тот застреливает кабана. Дома он выворачивает из зверя кишки, стекающие в таз, и Реальность видит, как вместе с комком внутренностей в посудину падает видеокассета, проглоченная свиньей перед смертью.
В это же время оператор третьей камеры на кулинарной телепередаче решает снять художественный режиссерский дебют – фильм ужасов под названием «Волны», рассказывающий о телевизорах, сперва зомбирующих, а после убивающих человечество с помощью микроволн. С этой идеей он идет к знакомому продюсеру (тому самому, что недоволен проектом о спящей девочке) и красочно расписывает (и даже неуклюже рисует) сюжет своего хоррора. Тот, находясь в равнодушном восторге, соглашается вложить в картину деньги при одном условии: если за 48 часов режиссер отыщет такой крик, за который дадут «Оскар». В это время жена режиссера, работающая психотерапевтом, слушает сон пациента, в котором тот, облачившись в женскую одежду и каблуки, едет на машине «сафари» с трогательным букетом цветов. В это же время из окна мимо проезжающего авто мужчину в женском костюме видит девочка по имени Реальность из фильма про видеокассету с фильмом, съеденную кабаном…
«Реальность» Дюпье поспешили сравнить с сюрреалистичными картинами Бунюэля, в частности, с одной из последних его работ – «Скромным обаянием буржуазии», смешивающим сон и явь в одном калейдоскопичном кухонном комбайне. Впрочем, у Дюпье партию сна играет кинематограф – самое реалистичное проявление химеры. «Реальность» – кино о кино о кино… В уровнях Дюпье невозможно не потеряться, так как структура его истории подобна лестнице, ступени которой вдруг выстроились в один ряд, тем самым снивелировав для идущего достижение конечного пункта. Это матрешка, которая вопреки физическим законам разложилась на кукол одного и того же размера.
Реальность проникает в кино с тем же успехом, с которым кино проникает в реальность. Замкнутая пространственно-временная петля. При этом автор всячески иронизирует над порядками, царящими внутри индустрии грез: над самомнением и чванностью продюсеров, диктующих режиссеру каждую мелочь и штрих (вплоть до того, быть ему курильщиком или не быть); над фильмами, похожими друг на друга как две капли бондовского мартини с оливкой; над абсурдностью премирования и условностью награждений (главному герою, ищущему подходящий крик для своего хоррора, снится сон, в котором его фильм награждают «Оскаром» в несуществующей номинации «Лучший крик года», при этом в зале он сидит один, окруженный тьмой безликих манекенов, широко улыбается белозубой голливудской улыбкой и в решающий момент не может встать с кресла, чтобы взобраться на сцену за призрачной статуэткой, так как… приклеился).
Смотрите легально на MEGOGO
Всеядная свинья, сожравшая видеокассету, – надо полагать, образ зрителя, пожирающего кино без разбору: хорошее, плохое, очень плохое, чудовищное, несмотрибельное. Неспроста в финале девочка, заинтригованная кассетой и наконец-то узнавшая, что на ней записано, уверенно возвращает свой трофей в мусорное ведро, наполненное разложившимися свиными кишками. Иллюзия – наша «внутренняя экзема», говоря словами одного из персонажей, которая вынуждает расчесывать плоть до болезненной красноты, в действительности (хотя что есть действительность?) будучи лишь фантомом в нашем мозгу.
У Дюпье Реальность – это не «объективно явленный мир», как указано в словаре, а имя ребенка, выступающего своеобразным мерилом правды и обмана, хорошего и дурного; имя, которое можно дать и не дать, исключительно по собственному желанию, независимо от навязываемого устройства бытия…
Анастасия Лях
Реальность (Réalité)
2014 год, Франция/ Бельгия/ США
Продюсеры: Дайан Джассем, Кевин Ван Дер Мейрен, Грегори Бернард
Режиссер: Квентин Дюпьё
Сценарий: Квентин Дюпьё
В ролях: Ален Шаба, Джонатан Ламбер, Элоди Буше, Кайла Кенеди, Джон Хидер
Оператор: Квентин Дюпьё
Композитор: Квентин Дюпьё
Длительность: 95 минут / 01:35