«Пиксели» – полнометражная версия одноименной французской двухминутной короткометражки, выпущенной в 2010 году неким Патриком Жаном и быстро привлекшей внимание голливудских продюсеров. В короткометражке, которую можно беспрепятственно посмотреть в сети, отсутствовали человеческие герои. На экране из старого выброшенного телевизора вырывались в реальный мир компьютерные пиксели, которые начинали бомбить машины и здания, а те в свою очередь рассыпались, превращаясь в горстку цифровых элементарных частиц. Персонажи допотопных аркадных видеоигр – Snake (Змейка), Pac-Man и Donkey Kong – крушили города, обращая все сущее в груды графических кубиков, пока, собственно, планета Земля не сменила форму шара на куб.
Когда стало известно, что выйдет крупнобюджетная прокатная 3D-версия, смущало многое. Во-первых, абсурдность сюжетной линии, которая в дешевом коротком метре выглядит метафорично, но в дорогом полноценном блокбастере кажется совершенной нелепицей. Во-вторых, Адам Сэндлер в главной роли. Актер, в последние годы прописавшийся на церемонии «Золотая малина» (наверняка у него там в подсобке раскладушка, зубная щетка и кипятильник), нынче является красноречивым знаком отсутствия качества. То бишь имя Сэндлера в титрах – и автоматически срабатывает рефлекс схватить пульт-переключатель.
Маломальское доверие внушали только Крис Коламбус в режиссерском кресле (первые две части «Гарри Поттера», «Мачеха», «Миссис Даутфайр», «Один дома») и Питер Динклэйдж в одной из центральных ролей (всеми любимый полумуж из «Игры престолов»). Причем в «Пикселях» Тирион снова предстал в образе падкого на женщин и неоднозначного с моральной точки зрения субъекта, правда, куда менее благородного и амбициозного (предел его мечтаний – бессрочное освобождение от налогов и теннисистка Серена Уильямс в комбинации с экспертом по домоводству Мартой Стюарт).
В итоге с «Пикселями» произошел необъяснимый конфуз. На украинском пресс-показе журналисты радовались как дети (и дети, которых те взяли с собой, радовались аналогично). Зрители из зала выходили счастливые и окрыленные, понимая, что посмотрели по сути глупое, но чертовски приятное, ностальгическое (даже если вы отродясь не играли в аркадные видеоигры), зрелищное и местами очень смешное семейное кино. А в это время на сайте rottentomatoes рейтинг картины составил ничтожные 19%, отхватив полную баклажку негативных рецензий. Варианта два. Либо американские критики по инерции залепили Адаму Сэндлеру «неуд» (как учитель, который по привычке все равно ставит двоечнику тройку, даже если тот наконец-то выучил урок на четыре с плюсом). Либо украинские переводчики сотворили чудо (как в случае с пародийным вестерном «Миллион способов потерять голову») и сделали из кучи тупых шуток кучу смешных.
Впрочем, симпатизировать фильму начинаешь буквально с первых кадров, еще не успев насладиться национальным дубляжем. На экране 1982-й. Лучшие друзья Бреннер и Купер, прыщавые непопулярные школьники-ботаны, шпилятся на игровых автоматах под рок-хиты конца 70-х. Впереди турнир на звание чемпиона. Бреннеру предстоит сразиться с монстром аркадных игрушек, самодовольным позером по прозвищу Мегабластер (если приступ тоски по молодости и эпохе панк-революции не накроет при виде выпуклого монитора и тетриса, то точно накроет при первых же аккордах «We Will Rock You»). Кто бы мог подумать, что несколько десятилетий спустя бывшие детишки-геймеры, а нынче законченные полысевшие и потолстевшие лузеры (профукавший талант настройщик проводков; незадачливый и неперегруженный извилинами президент США, которого ненавидит электорат; зек-махинатор и параноик, всю жизнь мечтающий о виртуальной женщине из Dojo Quest) дождутся своего звездного часа и станут единственной надеждой человечества на спасение (к сожалению, в жизни так не бывает, «к сожалению, в жизни дураки глупее, чем в сказках», цитируя «Чародеев»).
Смотрите легально на MEGOGO
«Нікому не кажіть, що я вбила смурфа!». Если бы существовал (а может, он и существует) рейтинг самых нестрашных монстров-злодеев в кино, «Пикселям» по праву досталось бы первое место (хотя гигантский размер и прожорливость Пакмана выглядят внушительно, отсылая к псевдодобродушной монструозности Зефирного человека). К слову, 80-ми веет не только от аркад и саундтрека, но и аллюзий на культовых «Охотников за привидениями». Неспроста в камео появляется Дэн Эйкройд.
От создателей «Пикселей» ускользнула метафора, заложенная во французскую короткометражку, но взамен они предложили зрителю путешествие в детство, в то приятное топленое состояние беспечности и запахов жвачки Donald Duck, когда кажется, что время было совсем другим, лучшим, более добрым, более открытым, простым. Наивные схематичные аркадные игры и гиперреалистичные современные «шутеры» – это как черно-белое немое кино и высокотехнологичный стереоскопичный экшн. Или нет, скорее, как группа «Ласковый май» и весь сегодняшний шоу-бизнес. Как варенье, которое варила бабушка в почерневшем от пригоревшего сахара медном тазу, и джем из супермаркета с красочной глянцевой этикеткой.
Анастасия Лях
Пиксели (Pixels)
2015 год, США
Продюсеры: Майкл Барнатан, Крис Коламбус, Аллен Коверт, Адам Сэндлер
Режиссер: Крис Коламбус
Сценарий: Тим Херлихи, Тимоти Даулинг, Патрик Жан
В ролях: Адам Сэндлер, Кевин Джеймс, Мишель Монахэн, Питер Динклэйдж, Джош Гад, Брайан Кокс, Шон Бин, Дэн Эйкройд
Оператор: Амир М. Мокри
Композитор: Генри Джекман
Длительность: 106 минут / 01:46