Перенести на большой экран мульт 1941 года доверили не кому-нибудь, а самому маэстро мягкого нуара Тиму Бертону. За основу взяли сюжет не оригинального анимационного фильма, а одноименную книгу семьи Аберсонов, написанную по мотивам.
Все ради того, чтобы расширить количество человеческих персонажей, ведь животные в данной постановке разговаривать не умеют. Разросшийся каст заполнили весьма достойными лицами, среди них обладатель Оскара Алан Аркин и два номинанта на премию — Майкл Китон и Дэнни Де Вито. Также Бертон позвал Еву Грин, которая снимается уже в третьем фильме мэтра, а главную взрослую роль сыграл Колин Фаррелл.
Впрочем, все эти маститые актеры призваны заполнить роли-декорации, ведь главными действующими лицами выступают двое детишек. Брат и сестра Нико и Финли живут в передвижном цирке-шапито в США 1919 года. Их мать умерла от болезни, а отец (Колин Фаррелл) возвращается с Первой мировой войны без руки.
Единственной работой для когда-то ловкого наездника становится уход за слонами. Но, к счастью, одна из слоних рождает малыша Джамбо, который отличается от собратьев несоразмерно большими ушами. Благодаря им слоненок может взмывать в воздух, потому Нико, Финли и их отец становятся настоящими дрессировщиками летающего слона.
А дальше режиссер Бертон и сценарист Эрен Крюгер (ранее адаптировавший «Призрака в доспехах») выдают сумрачное магическое действо в стиле первого и преисполненную актуальной проблематикой историю в духе второго.
Здесь вам и феминизм, зарождающийся в начале ХХ века, и история о взрослении через принятие ответственности, и, конечно, борьба за цирк без животных.
Причем, если взрослые олицетворяют в фильме отдельные позитивные или негативные качества, то дети выносят на экран куда более полный набор добродетелей, как будто провозглашая светлое будущее за столетие до появления миллениалов. На их фоне остальные персонажи кажутся старомодными слоупоками, которых как раз и нужно воспитывать прогрессивным детям, а не наоборот.
Особенно в этом плане отличилась девочка Нико, обладающая неожиданно логическим мышлением, увлекающаяся наукой и не согласная с навязываемой обществом гендерной ролью. Каждая ее рубленная преисполненная смыслом фраза напоминает философствование робота Вертера, но никак не живого ребенка.
В результате фильм «Дамбо» вышел волшебной цирковой историей в духе Тима Бартона, которая способна перенести зрителя в мир бурной фантазии режиссера. При этом он даже не побоялся сделать детский фильм нуарно-серым, вызывающим меланхоличную грусть.
В то же время, трудно побороть чувство бутафорности всего происходящего. То ли история о слоне не западает в душу, то ли произведенный для Disney продукт оказался слишком стандартизированным.
При том что Бертон и Крюгер подняли целый пласт актуальных проблем и собрали впечатляющий каст, выглядит постановка чересчур схематической. В ней нет души, словно в докладе студента-отличника, не верящего в то, что он рассказывает. А ведь от Бертона ждешь совсем другого уровня кино. Как описал «Дамбо» сидевший рядом малыш: фильм чуть страшный, но хороший. Хороший, но не более. Надеюсь следующие творения Disney получатся более живыми.
Дмитрий Сидоренко
Дамбо (Dumbo)
2019 год, США
Продюссеры: Джастин Спрингер, Эрен Крюгер, Каттерли Фроуенфельдер, Дерек Фрей
Режиссер: Тим Бертон
Сценарий: Эрен Крюгер
В ролях: Колин Фаррелл, Дэнни Де Вито, Майкл Китон, Ева Грин, Алан Аркин
Оператор: Бен Дэвис
Длительность: 130 минут / 02:10