Дорогая, я уменьшил Мэтта Дэймона!
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнением автора
С тяжелым сердцем вспоминаются времена, когда имена актеров влияли на восприятие свежих и малоизвестных фильмов и были гарантами их качества. К настоящему времени каждый уважаемый лицедей хоть раз да принял участие в сомнительном проекте и основательно пошатнул уровень доверия к себе и своей работе. Мэтт Дэймон – один из ярчайших примеров этого явления. Конечно, мы помним «Умницу Уилла Хантинга» и «Марсианина», но также и не забываем о «Мы купили зоопарк» и «Великая стена». Так чего же ждать от темной лошадки под названием «Уменьшение»? Действительно ли это свежая комедия с необычным сюжетом? Стоит ли дальше верить любимому и заслуженному актеру?
В центре внимания довольно молодая семейная пара без детей с двумя автомобилями и домом (не квартирой), которая из-за «финансовой несостоятельности» хвастается за голову. Одновременно с этим ученые, наконец, находят гуманный способ борьбы с перенаселением — уменьшение людей до крошечных размеров. На данную процедуру соглашаются многие, но в большинстве случаев не для того, чтобы улучшить экологию, а ради роскошной жизни в лилипутии. Ведь вместе с людьми конвертируются и их достатки. Притом, по довольно приятному курсу: будучи менеджером среднего звена с пятизначной заначкой, в новом мире вы можете стать миллионером.
Главный герой и его жена с надеждой на лучшую жизнь решаются на процедуру, однако супруга в последний момент соскакивает. Оставшись в одиночестве, персонаж Мэтта Дэймона пытается начать новую жизнь в новом мире. Неуклюжие попытки вписаться в общество лишь подогревают его желание сделать планету чуточку лучше: на притяжении всего фильма герой помнит главную суть проекта — побороть проблему перенаселения. Остальные же представители уменьшенного социума о ней не помнят.
Казалось бы, эта картина должна вынести на повестку дня серьезный вопрос в шутливой форме. Чтобы не так путанно, как в фильме «мама!», и с меньшим уровнем жестокости, чем в «Тайна семи сестер». Однако ни тонкой сатиры о перенаселении, ни фильма, который заставляет общество задуматься над данной проблемой, так и не получилось.
В недавнем интервью Мэтт Дэймон признался: когда режиссер фильма Александр Пэйн предложил ему роль в «Уменьшении» и обрисовал идею, актер подумал, что над ним подшучивают. Позже, прочитав сценарий, он оценил задумку.
«Я очень горжусь этим фильмом и ничего бы в нем не поменял», — заявил Мэтт Дэймон.
Но, честно говоря, этим сценарием впору было бы заняться студии Pixar, где из него сделали бы забавный, оригинальный, коммерчески успешный мультфильм, который в большей степени мог бы повлиять на общество и мышление, по крайней мере, среди молодого поколения.
С юмором в ленте все тоже как-то не сложилось. Звонкого смеха в зале так и не раздалось, а все шутки тащит на себе 2-кратный обладатель «Оскара» Кристоф Вальц, харизма которого здесь заслуживает самого низкого поклона. Впрочем, к актерской игре, не только в случае в Вальцем, нет даже намека на претензию, но прекрасные актеры и их профессиональная игра пытаются вытянуть довольно скучный сюжет. В ленте много знакомых лиц, притом, разного эшелона: от «это же сам…!» до «ой, я его где-то видел». Но исчезают многие персонажи также неожиданно, как и появляются.
Возвращаясь к изначальному вопросу, после просмотра фильма напрашивается довольно неприятный ответ: кредит доверия к Дэймону, прямо скажем, еще не совсем подорван, но это было последнее предупреждение! Фильм вышел крайне непримечательным, хотя за отсутствием альтернативы при походе в кино должен быть очевидным выбором. И, конечно, не хочется быть тем, кто вечно сетует, что в былые времена кино делали гораздо лучше, но учитывая, что премьера «Уменьшения» выпала на момент 20-летнего юбилея выхода «Умницы Уилла Хантинга», ничего другого не остается.
Павел Новожилов