Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
К сожалению, фильм «Стекло» оказался не таким гладким как мечталось и скорее всего разочарует фанатов предыдущих картин серии. Но откровенным провалом его называть несправедливо: просто годы накопившихся ожиданий уперлись в не такой уж оригинальный сюжет. Кроме того, на плечи ленте взвалили слишком много: она должна была реабилитировать Шьямалана после серии его откровенно провальных проектов, а также Брюса Уиллиса, который давненько опустился до уровня низкопробных юмористических и не очень боевичков, подорвав к себе доверие. Еще в идеале было бы не спугнуть зрителей, которым нравился «Неуязвимый», внести нечто новое в жанр триллера, выжать все соки из Макэвоя, да и зрелищности добавить. Итак, задач много, а фильм один. Что же вышло в итоге?
В своих интервью Шьямалан не раз отмечал, что «Стекло» практически независимая картина и ему, режиссеру, удалось сделать так, чтобы случайный зритель тоже получил удовольствие от просмотра. Не верьте: без предварительного ознакомления с «Неуязвимым» и «Сплитом», которые в свое время действительно были независимыми друг от друга боевыми единицами, вам в зале кинотеатра делать нечего.
Новый сюжет довольно быстро собирает тройку основных героев в охапку и без суда и следствий направляет в психиатрическую лечебницу в духе Аркхема. Здесь примерно такие же условия содержания пациентов и практически настолько же некомпетентные охранники.
Камера №1: Дэвид Данн, он же неуязвимый (Брюс Уиллис), соглашается на смирительную рубашку без особого боя и оказывается в камере, которую в любой момент могу затопить водой — это его криптонит. Будучи народным мстителем он единственный, кто тянет на роль супергероя. На сам сюжет при этом он практически не влияет и вообще ведет себя крайне аморфно. Но Уиллис, кажется, не оплошал с точки зрения игры и сделал все, что от него требовалось в силу выделенных ему строчек. Впрочем, эфирного времени Брюсу дали не так уж и много — оно равномерно распределилось на всех персонажей.
Камера №2: здесь находится «злейший враг» Дэвида, гений-террорист Элайджа Прайс, он же Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон). Его предусмотрительно утихомирили медикаментами, так что основную часть фильма он просидел в инвалидном кресле в полусознательном состоянии. Наконец персонаж «оживет» и становится качественным злодеем: умным, но не мультяшным, как было в «Кингсмене». Вернувшись в сознание, он ищет встречи с соседом по камере. Точнее, с его самым злобным альтер эго.
Камера №3: здесь закрыто больше 20 личностей. Но не в самой камере, а в теле одного человека. Страдающий множественным расстройством личности, получивший кличку Орда, главный герой фильма «Сплит» ведет собственную борьбу за Свет, что дает право той или иной личности брать контроль над общим телом. Орда разбилась на два лагеря: те, кто хочет отдать Свет Зверю — чудовищу, что несет хаос и смерть, и те, кто препятствует этому. Макэвой отыграл прописанную ему партию феноменально. Но на этот раз наружу решили выводить куда больше его «внутренних голосов», чем было в «Сплите». Как результат? актер периодически походил на клоуна или страдающего синдромом Туретта заключенного.
И тут мы вспоминаем, что сама клиника подразумевает лечение. Эта же светлая идея приходит в голову и лечащему врачу, что старается донести горе-пациентам одну мысль: они обычные люди, а не супергерои. Учитывая, что никто подобных заявлений и не делал, да и не настаивает на именно такой формулировке, терапия проходит успешно. Кстати, сеансов за все время содержания «нуждающихся в помощи» было аж … один!
После самой лучшей сцены в фильме «психов» снова расселяют по палатам, а затем на экране, откровенно говоря, какое-то время ничего толком не происходит. Некоторые персонажи размахивают комиксами и агрессивно доказывают, что супергероев не существует, второстепенные герои по разным причинам стараются попасть в эту слишком уж закрытую больницу, а кто-то просто листает графические романы в специализированном магазине. Просто чтобы вы не забыли — это не супергеройский фильм.
Но под конец «Стекло» именно таким и становится. Попытка Шьямалана ткнуть лицом Marvel и DC в предсказуемость своих сюжетов и банального повествования сыграла с режиссером злую шутку. В результате зритель ни триллер толком не получил, ни супергеройским фильмом не насладился. Хуже всего что в отличие от фильмов «Неуязвимый» и «Сплит», после «Стекла» не осталось никакого послевкусия.
Большая часть несуразицы, которая местами присутствует в ленте, сглаживается к концу, после того самого, фирменного шьямаланского твиста. Традиционно, он придерживается до самого финала и действительно может изменить восприятие увиденного ранее и расставить некоторые точки по местам. Только в тот самый «момент истины» почему-то вместо «Вот это поворот!» в голове проскочило: «А. Тю. Ну ок». Галя, конечно, балованная, да и ожидания были завышенные, но вау-эффекта концовка не вызвала.
Из положительных качеств фильма можно выделить отменную актерскую игру, парочку очень стильных фраз и легкий уместный юмор. Да и динамику повествования тоже стоит похвалить. Здесь очень мало мхатовских пауз и даже не особо важные на первый взгляд действия не утомляют. Надоедает лишь постоянный посыл — это не супергеройский фильм. Идею проталкивают очень агрессивно, что в итоге приводит к обратному эффекту. В какой-то момент стало казаться, что «Стекло» – это очередная работа Зака Снайдера, которому не удалось выбить у студии серьезный бюджет на съемки.
Павел Новожилов