Фильмы независимого канадского режиссера и сценариста (в прошлом кинокритика) Дени Коте – завсегдатаи кинофестиваля «Молодость». Не стал исключением и нынешний 48-й смотр, на котором показали последнюю на сегодняшний день работу постановщика под названием «Антология городов-призраков» (дословный перевод с французского – «Каталог покинутых городов») – аллегорическую зарисовку в стилистике мистического реализма, посвященную маленьким вымирающим деревушкам.
Слово «антология» в названии картины и множественное число городов вовсе не значат, что Коте запланировал сборник из нескольких фильмов, посвященных разным городам. Суть такого названия, скорее, в том, что городов-призраков, схожих с тем городом, о котором непосредственно идет речь в повествовании, множество, и не только в Канаде, но по всей планете. Эти крошечные провинции, отдаленные от мегаполисов, где население исчисляется единицами, не умирают и не живут, присутствуя на карте мира эдакими призрачными фигурами, эфемерными нечеткими точками, готовыми вот-вот исчезнуть с лица земли.
Действие разворачивается в квебекской деревне с населением в 215 человек, ни больше ни меньше (Дени Коте сам родился в поселке, но все же с населением более одной тысячи). Все начинается с того, что в автомобильной катастрофе погибает юноша. И хотя вслух все дружно произносят слова «несчастный случай» и «авария», в действительности очевидно, и все это знают и понимают, что парень совершил самоубийство.
После похорон, на которых участливая мэр города, которая знает всех горожан в лицо и поименно, всячески делает акцент на том, что жители «этой прекрасной» деревни образуют крепкий, дружный, сплоченный коллектив, способный сообща справиться с любыми горестями и трудностями, и что ее дверь и ее сердце всегда открыты для каждого, чтобы выслушать и помочь…, так вот после похорон обитатели деревушки один за другим, включая семью погибшего юноши, начинают тут и там видеть химерные тени, призрачные фигуры умерших, которых становится все больше и больше.
Чтобы метафора с использованием паранормальных явлений была убедительна, Коте отчасти прибегает к стилистике мокьюментари, причем мокьюментари-хоррора, насыщенного пугающими, дискомфортными звуками и образцовым саспенсом. Псевдодокументальности происходящему придает и серая зернистая картинка, лишенная красок, будто бы обесцвеченная и обескровленная, из которой жестоко выпили саму жизнь, оставив пустой стакан. Повествование не балует зрителя динамикой и увлекательностью, но они тут и не к месту. Депрессивное настроение города со всем его холодом, упадничеством, хандрой, буквальным и фигуральным вымиранием, поступательным погружением в забвение и номинальность, от которой вот-вот останется одна лишь придорожная табличка, всецело передается с экрана в зал. Коте сознательно заражает своего адресата меланхолией, в ответ на которую зритель либо принимает послание фильма и резонирует с унылостью и прострацией его персонажей и декораций, либо встает и уходит.
Смотрите легально на MEGOGO
В «Антологии» нет центрального героя, сюжет попеременно обращается к нескольким жителям, среди которых выделяются мать, отец и брат погибшего; одинокая чудаковатая девушка; пожилая комичная пара, которой удается своими междоусобными прениями чуточку развеселить томящуюся в безжизненных зимних пейзажах публику; пара помоложе, которая думает заселиться в пустующий дом; наконец колоритная мэр, которая навязчиво стремится быть каждому горожанину лучшей подругой и нацелена искоренить депрессию, изгнать привидений и не выпускать исчезающий город из своих цепких чиновничьих рук. В сцене, отдаленно похожей на кульминацию, она бросается бутылкой в бесцельно блуждающих по дороге молчаливых призраков, бьет себя в грудь и кричит: «Этот город наш! Мы тут живые, а вы мертвые».
Но крики ее – отчаянный гнев побежденного.
Города-призраки, пустующие по разным причинам (война, безработица, природный катаклизм, техногенная катастрофа), есть повсюду: в России, Китае, Японии, Европе, США. В их числе и наша Припять. Возможно ли возвращение жизни в эти города? Дени Коте не берется отвечать на этот вопрос. «Я вернусь!» – обещает один из героев, уезжая с вещами в Квебек и передавая другу ключи от дома. Но кажется, оба понимают, что едва ли.
Анастасия Лях
Антология городов-призраков (Répertoire des villes disparues)
2019 год, Канада
Продюсер: Зиад Тома
Режиссер: Дени Коте
Сценарий: Дени Коте, Лоуренс Оливье
В ролях: Роберт Нэйлор, Жози Дешене, Жан-Мишель Анктил, Ларисса Корриву, Диана Лавалли, Реми Голе, Жозелин Зукко, Норман Каррье, Юбер Пру, Рашель Гратон
Оператор: Франсуа Мессье-Рео
Длительность: 97 минут/ 01:37