Эта красивая и грустная история любви начинается как социальная драма, грозящая обернуться рабочей забастовкой; затем переходит в нежную мелодраму о разлуке двух влюбленных; после прикидывается детективом о расследовании преступления, а под конец оказывается мистическим возмездием. И снова возвращается к любви. Лента, получившая Гран-при Каннского смотра, была показана украинским зрителям в рамках фестиваля «Киевская неделя критики».
Название фильма так же прекрасно и поэтично, как и сама история. И Атлантический океан здесь выступает не местом действия, не пейзажем, на фоне которого разыгрываются сцены, а самостоятельным и, возможно, центральным персонажем. Он дышит с экрана и даже будто бы разговаривает, нашептывает миллионы человеческих трагедий, похороненных на его дне.
Действие разворачивается в пригороде Дакара. В столице идет строительство модного небоскреба. На стройке трудятся работяги с окраины, которые уже три месяца не получали зарплаты. Они требуют от бригадира свои деньги, но тот разводит руками: мол, хозяин должен был приехать и расплатиться, но не приехал. Один из рабочих – молодой парень по имени Сулейман, влюбленный в местную юную красавицу Аду. Тайком от всех они встречаются по углам да подворотням, в безлюдных местах на побережье, потому что родители намерены выдать девушку за богатенького денди – мечту любой сенегальской девицы. Свадьба совсем скоро. И чем ближе она – тем Ада грустнее. Вечером они с Сулейманом должны встретиться в баре, но парень не приходит. Оказывается, он и другие отчаявшиеся, которым не за что кормить свои семьи, сели в лодку и поплыли через океан к берегам Испании, на поиски лучшей жизни.
Тоскуя за любимым, Ада таки идет под венец, бледная и практически мертвая. Подружки, завидев роскошное брачное ложе в позолоте да с вензелями, одна за другой делают селфи и страшно завидуют. А Ада на него даже не смотрит. И вот в тот самый день, в преддверии первой брачной ночи, случается загадочный инцидент: кто-то устраивает на кровати пожар. Приехавшая полиция осматривает черное пепелище в центре некогда девственного и белоснежного брачного ложа и, основываясь на показаниях свидетеля, начинает разыскивать за поджог Сулеймана. «Этого не может быть! Сулейман ушел в море. Должно быть, он уже в Испании», – твердит Ада следователю и просит оставить ее в покое. Но детектив преследует девушку снова и снова.
«Атлантика» – режиссерская работа молодой французской постановщицы сенегальского происхождения Мати Диоп, которая приходится племянницей сенегальскому кинорежиссеру Джибрилу Диопу Мамбети и, естественно, вдохновляется его творчеством. Мамбети умер от рака в 1998 году, но не на родине, а уже в Париже. Его самая знаменитая картина – вышедшие в 1992-м «Гиены», претендовавшие на каннскую «Золотую пальмовую ветвь» (которая фильму Мамбети не досталась, так что Диоп своим Гран-при как бы компенсировала проигрыш дяди). «Гиены» были интерпретацией трагикомической пьесы Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» о богатой немолодой женщине, возвращающейся в обнищавший городок ее детства и юности и предлагающей муниципалитету миллион за жизнь одного горожанина. Только у Мамбети действие было перенесено из вымышленной швейцарской провинции в сенегальскую деревню.
Смотрите легально на MEGOGO
Родившись и прожив в бедной африканской стране, для простых жителей которой даже самые умеренные суммы денег всегда были недосягаемой роскошью, Мамбети ухватился за дюрренматтовский сюжет как за возможность не только разоблачить человеческую природу, но и привлечь внимание к экономическим проблемам Сенегала.
То же самое делает Мати Диоп в «Атлантике». За поэзией трагичной любви она наслаивает еще более трагичный социальный грунт. Войны и голод в африканских и ближневосточных странах вынуждают тысячи и миллионы беженцев-нелегалов снова и снова садиться в хлипкие лодки и плыть к заветным берегам иллюзорно идиллической Европы. Кто-то доплывает и, будучи нелегальным мигрантом, окунается в дерьмо вместо золота. А трупы других море и океан снова и снова выплевывают на берег или бесследно покоят на своем темном дне (или же они находят последнее пристанище в доках в погрузочных контейнерах, или в прицепах фур). И Диоп, обращаясь к стилистике магического реализма, представляет, как призраки утонувших возвращаются с моря, чтобы утолить крошечным торжеством справедливости боль и сердечную пустоту, заполненную соленой водой.
«Атлантика» – пугающая и колдовская, волшебная и печальная, манящая и загадочная, как сами морские глубины. Окутанная зеленым неоновым магическим светом, будто из диснеевской сказки про чары колдуньи, она похожа на песню ветра, дующего с моря прохладой, тоской, безмятежностью и бессмертием. Она не обвиняет океан, а склоняется перед ним и воспевает его, пусть он и стал необъятной братской могилой.
Девушка ждет на суше возлюбленного, ушедшего в море, прислушивается к шуму волны. Ее волосы раздувает и путает бриз, оставляя на коже соленые брызги. Она – как Ассоль, ждущая на берегу своего принца на белоснежном корабле под алыми парусами. И он приплывет. Непременно приплывет.
Анастасия Лях
Атлантика (Atlantique)
2019 год, Франция/ Сенегал/ Бельгия
Продюсеры: Юдит Лу Леви, Эве Робен
Режиссер: Мати Диоп
Сценарий: Мати Диоп, Оливье Деманжель
В ролях: Мам Бинета Сан, Ибраима Траоре, Николь Сужу, Амината Кане, Мариама Гассама
Оператор: Клер Матон
Композитор: Фатима Аль Кадири
Длительность: 100 минут/ 01:40