К слову, это не просто броское название для фильма, «битвой полов» действительно прозвали теннисный турнир 1973 года в Хьюстоне, штат Техас, между ведущей теннисисткой того времени Билли Джин Кинг и почетным ветераном теннисного спорта Бобби Риггсом. И очевиднее очевидного, какой пол тогда одержал верх.
Америка 70-х. Пока хиппи ратуют за свободную любовь и мир во всем мире, выступая против войны во Вьетнаме, в большом спорте разворачивается своя война и действуют свои правила. Через четыре года Харви Милк станет первым открытым политиком-геем и будет за это застрелен, но тем самым навсегда изменит положение сексуальных меньшинств в политике. В 1973-м Билли Джин Кинг навсегда изменила положение женщин и сексуальных меньшинств в спорте.
«Стоит признать: в бизнесе, политике и спорте мужчины лучше женщин», – сказал тогда с телеэкранов известнейший комментатор и член совета директоров Ассоциации тенниса Соединенных Штатов. Сейчас феминистки за такие слова не просто забросали бы беднягу помидорами, но подали бы в суд и вне всяких сомнений выиграли. Но так ли уж сильно все изменилось с тех пор?
Тогда все началось с того, что Билли Джин Кинг, на тот момент первая теннисная ракетка среди женщин, открыто заявила о несправедливости в гендерном распределении призовых: ведь теннисисты за победу получали в восемь! раз больше, чем теннисистки. В восемь раз! Без каких-либо аргументов, просто потому, что они мужчины. «Мужчины играют лучше, чем женщины. Они на корте быстрее, красивее, точнее. На их игру приятнее смотреть», – объясняет в фильме все тот же комментатор. «В восемь раз???» – продолжает допытываться Кинг.
В картине неслучайно возникает именно денежный вопрос. Ведь сейчас, спустя сорок пять лет, не знаю, как в теннисе, но в голливудской индустрии существует ровным счетом та же проблема: актрисы и актеры за аналогичные роли получают разные гонорары. Разрыв, конечно, не столь огромен, но он есть. А аргументы в пользу разрыва совершенно отсутствуют. Представляете, если бы студии объясняли дистанцию выше упомянутым образом: «Актеры играют лучше, чем актрисы. Они на площадке быстрее, красивее, точнее. На их игру приятнее смотреть»…
Смотрите легально на MEGOGO
«Скажите: вы любите отца больше, чем мать, потому что он – мужчина?» – в приступе негодования кричит одному из преследующих ее репортеров Билли Джин Кинг.
Речь вовсе не идет о том, чтобы мужчины и женщины априори были равны во всех сферах, речь исключительно об объективности. Понятно, если женщина вдруг захочет поработать грузчиком и за то время, за которое мужчина разгружает, допустим, «трехтонку», она разгрузит лишь полтонны, то получит зарплату в шесть раз меньше, и это справедливо. Но если она разгрузит эту же самую «трехтонку» за такое же количество часов, то обязана получить жалование, идентичное мужскому. Вот и все. И если теннисный матч между женщинами собирает на трибунах и у телевизоров не меньшее количество болельщиков, чем матч между мужчинами, вывод опять же очевиден.
Параллельно с теннисными перипетиями и горячими спорами скромная, немного зажатая, правильная Билли Джин с домохозяйской прической и плохим зрением переживает внезапное романтическое приключение с раскрепощенной парикмахершей, будучи при этом замужем за прекрасным, порядочным и заботливым человеком. Примечательно, что сценаристы не устраивают из этого адюльтера пылкую драму. Муж оказывается на редкость понимающим, ни капли не эгоистичным, сдержанным и здравомыслящим парнем, так что весь конфликт разворачивается исключительно внутри героини, которой стыдно и совестно. И это отсутствие выразительной драмы на личном фронте призвано, конечно же, не заслонять главный идейный посыл и кульминационное теннисное побоище.
Не выдающийся, но основательный в мелочах байопик (например, в фотосъемке ню гримеры не забывают нарисовать Стиву Кареллу «теннисный загар»); не легкомысленный, но и вместе с тем не тяжелый, полушутливый, полусерьезный; политкорректный и в то же время не занудный, не навязчиво прокламационный, лишенный кричащей претензии на награду, этот фильм рассказывает две истории: историю Билли Джин Кинг и историю Бобби Риггса, историю феминистки и историю клоуна. Первая превращает происходящее в деликатное, неназойливое политическое высказывание, а второй – в чистый пиар. Первая хочет решить реально существующую проблему, а второй – засветиться на пенсии на ТВ и заработать деньги. Риггс – не столько шовинист, коим себя называет, сколько шоумен, игрок, игроман, массовик-затейник. Кинг – не столько отчаянная феминистка, сколько человек, не терпящий необоснованной, ретроградной глупости. В итоге их битва полов – это еще и противостояние серьезного и несерьезного подхода к работе и жизни.
Кстати, на тот турнир можно посмотреть под абсолютно противоположным углом. Кинг сошлась в поединке не с Илие Настасе, который в 1973 году был первой ракеткой мира среди мужчин, а с пенсионером. То есть женщина не может обыграть мужчину, но может обыграть старика?.. Такая вот очередная подачка-обманка из рук сильного пола, чтобы самоутвердиться на фоне нашей мнимой победы.
Анастасия Лях
Битва полов (Battle of the Sexes)
2017 год, Великобритания/ США
Продюсеры: Дэнни Бойл, Кристиан Колсон, Роберт Граф
Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фарис
Сценарий: Саймон Бофой
В ролях: Эмма Стоун, Стив Карелл, Андреа Райзборо, Билл Пуллман, Элизабет Шу, Сара Силверман, Натали Моралес, Алан Камминг, Остин Стоуэлл, Джессика МакНэми
Оператор: Линус Сандгрен
Композитор: Николас Брителл
Длительность: 121 минута/ 02:01