Смеяться над украинской аббревиатурой «ВДВ» («Великий дружній велетень») не будем. Над ней и так уже все посмеялись.
Маленькая Софи живет в лондонском сиротском приюте и страдает бессонницей. Она назубок знает правила: не вылезать посреди ночи из-под одеяла, не подходить к окну, не отодвигать штору… Но, как и любой нормальный любознательный ребенок, Софи нарушает собственные правила и однажды видит за окном… широко шагающего по городской брусчатке пожилого великана, прячущегося в капюшон и виртуозно маскирующегося от людских глаз под елки и фонарные столбы. Здоровяк тоже замечает девочку и видит, что она его увидела, после чего хватает съежившуюся от страха Софи вместе с ее покрывалом и уносит далеко-далеко, в Страну великанов…
Общеизвестный гуманизм Спилберга в основном проявляется либо в реалистичных военно-политических эпопеях, либо в лирических сентиментальных историях. Либо режиссер спасает евреев от нацистов руками немецкого промышленника («Список Шиндлера»), отправляет роту американских солдат на верную погибель ради жизни одного-единственного рядового («Спасти рядового Райана»), вытягивает из тюрьмы и возвращает на родину советского разведчика руками честного и справедливого бруклинского адвоката («Шпионский мост»); либо заводит дружбу между ребенком и пришельцем («Инопланетянин»), мальчиком и лошадью («Боевой конь»), маленькой девочкой и великаном… Спилберг неутомимо воспитывает в своем зрителе толерантное, дружелюбное отношение к другому существу, отличному от него самого, будь то животное, трогательный гуманоид с цветочным горшком или добродушный гигант-вегетарианец. Более того, подружиться можно даже с условным врагом. Например, советским шпионом во время холодной войны.
Однако гуманизм американского мэтра никогда не был тотален и безграничен, он имел рамки. Так, Спилберг позволял своим героям в целях самозащиты уничтожать плотоядных динозавров и истреблять кровожадную акулу-людоеда; даже несмотря на то, что это человек ступал на их территорию, а не наоборот.
Некоторые российские критики обвинили «Большого и доброго великана» в пропаганде геноцида. Дело в том, что по сюжету, попадая в Страну великанов, Софи узнает, что ее новоиспеченный друг БДВ – единственный травоядный гигант в своем государстве (он питается отвратительными, тошнотворными огромными огурцами и запивает их огуречной же настойкой – ядреным зеленым газированным пойлом, вызывающим… газы), к тому же он – карлик в сравнении с прочими великанами. И эти прочие – здоровенные и страшные – воруют и едят маленьких детей. В итоге Софи и БДВ обращаются за помощью к английской королеве, которая насильно выселяет великанов-людоедов на необитаемый остров, скидывая им продовольственные запасы исключительно в виде огуречных семян (вот так мясоеды против воли становятся веганами).
Смотрите легально на MEGOGO
Так вот, некоторые российские рецензенты узрели в сюжете детского писателя Роальда Даля («Чарли и шоколадная фабрика») одобрение геноцида и депортации, то есть геноцида евреев, принудительного переселения индейцев, депортации крымских татар… И это из уст Спилберга, якобы величайшего голливудского гуманиста.
Ну, не ерунда ли? Да, «Большой и добрый великан» полон недостатков: по-стариковски медлителен и сонлив (не в том смысле, что БДВ собирает в баночки сны, а в том плане, что на просмотре дико хочется спать), не может похвастаться увлекательной историей, не излучает магию и душевность (зато заставляет английскую королеву выпустить газы в духе наихудших плебейских американских комедий). Но едва ли он призывает к истреблению этносов. Скорее, отсылает к классическим народным сказкам вроде «Мальчика-с-пальчика» или «Джека и бобового дерева», где великанов-людоедов тоже ожидал плачевный финал, да что там, куда более жесткий и суровый конец. Вспомните, ведь даже волку, сожравшему Красную шапочку, охотник вспарывал брюхо. Здесь же – всего-навсего ссылка и огуречная диета.
Рисуя второстепенных великанов, художники безбожно схалтурили, зато самого БДВ намалевали на славу. К тому же в исполнении небольшого, но очень доброго Марка Райлэнса (выше упомянутого советского разведчика из «Шпионского моста») главный герой оказался, в общем-то, единственным сердечным пятном в картине. Не считая волшебной музыки Джона Уильямса, любимого композитора Спилберга.
«Большой и добрый великан» – точно не лучший проект мэтра и точно не из «великих», но хочется верить, что без злого умысла.
Анастасия Лях
Большой и добрый великан (The BFG)
2016 год, США/ Великобритания/ Канада
Продюсеры: Фрэнк Маршалл, Сэм Мерсер, Стивен Спилберг
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Мелисса Мэтисон, Роальд Даль, Кристофер Эбботт
В ролях: Руби Барнхилл, Марк Райлэнс, Ребекка Холл, Билл Хейдер, Джемейн Клемент, Рейф Сполл, Пенелопа Уилтон
Оператор: Януш Камински
Композитор: Джон Уильямс
Длительность: 117 минут/ 01:57