Джонни Депп теперь вряд ли когда-нибудь получит «Оскар». Голливудская киноакадемия слишком политична и предвзята, и не отделяет личное от профессионального. И сегодня, когда обстоятельства диктуют необходимость приветствовать и награждать феминисток, и всячески, активно порицать любые проявления сексизма и абьюза, когда Харви Вайнштейн упечен за решетку до конца своих дней, а уличенные в неподобающих переписках или того хуже в живом неподобающем поведении звезды вроде Арми Хаммера начисто лишаются карьеры, академики ни за что официально не признают величие актера, проигравшего суд по делу о домашнем насилии в отношении бывшей жены, даже если в действительности, допустим, все было не совсем так, и Эмбер Херд сама проявляла в адрес супруга психологический, а может и физический абьюз, или как минимум делала откровенные пакости.
А меж тем в «Минамате» Депп исполнил роль, достойную «Оскара». Лучшую роль в карьере. Или как минимум самую драматичную, самую естественную, совершенно лишенную присущих артисту гримас и гротеска, самую интеллигентную, самую деликатную, самую душевную и самую гуманистическую. Роль, с которой потом, спустя поколения, киноведы непременно будут ассоциировать противоречивую звезду, одним слишком ярким пиратским образом закупорившую свой многогранный талант. «Минамата» сделала примерно то же, что «Земля кочевников» сделала с Фрэнсис МакДорманд, которая после череды эксцентричных образов, заданных творчеством братьев Коэнов, наконец предстала самой собой, простой, естественной, открытой, честной, уязвимой, человечной, искренней, щемящей, близкой и понятной, без масок и гипербол.
Действие фильма разворачивается в 1970 году. Известный американский фоторепортер Юджин Смит, мастер черно-белой документальной фотографии, раненный во время Второй мировой войны в битве за Окинаву, откуда он привез ряд потрясающих снимков, опубликованных в журнале Life; человек, доказавший, что фотография может быть чем-то значительно бóльшим, чем придаток текста, и способна самостоятельно рассказывать историю; гений и алкоголик переживает не лучшее время. Ссорится с редактором журнала (Билл Найи) и со скандалом увольняется, становится банкротом и распродает все профессиональное оборудование, презираемый собственными детьми и самим собой запирается в квартире и, кажется, готов наложить на себя руки…
И в этот момент в двери стучится девушка, чтобы снять рекламный ролик фотопленки Fujicolor с участием Смита. «Я никогда в жизни не снимал на цветную пленку. Как я могу ее рекламировать?». А в ответ девушка признается, что в действительности пришла по другой причине: чтобы пригласить фотографа в Минамату, рыбацкий японский городок, где десятки лет из-за ртутных выбросов химического производства в местный залив страшно болеют и мучительно умирают бедные рыбаки и их родившиеся с ужасающей необратимой патологией дети, а руководство завода все отрицает, наотрез отказывается признавать вину в загрязнении воды смертоносными токсинами. Неохотно, но все же Смит соглашается поехать в Минамату.
В русскоязычной википедии в статье про болезнь Минаматы нет ни слова про Юджина Смита, а в статье про Юджина Смита нет ни слова про фотографии из Минаматы. Хотя, если верить фильму Эндрю Левитаса, именно работа Смита вытащила трагедию Минаматы за пределы Японии, вынесла на общемировое обозрение и вынудила директоров химического завода наконец признать преступление и выплатить рыбакам и их семьям крупнейшую в японской судебной истории компенсацию. И именно шокирующие фотографии из Минаматы поставили жирную триумфальную точку в карьере Юджина Смита, закрепив статус не только великого гения, но великого гуманиста.
Смотрите легально на MEGOGO
Левитас не стал снимать байопик Юджина Смита, и Джонни Депп не перетягивает на себя одеяло. И жизнь фотографа, и контурная романтическая линия выступают вспомогательными инструментами, кротко и смиренно уступают передний план людям из Минаматы: рыбакам, детям, демонстрантам, пикетирующим изо дня в день у ворот завода. Живые цветные события периодически обретают формат монохромного фотоснимка или же черно-белой видеохроники. Будто глазами самого Смита, режиссер рассказывает историю в фотографиях, которые звучат куда мощнее и убедительнее, и выразительнее, и драматичнее, чем диалоги, и кажется, что слова не нужны вовсе.
Их здесь, собственно, и немного. Депп на удивление молчалив, сдержан, преисполнен чуткости и такта. Не зная японского языка и японских традиций, его персонаж, величественный и благородный даже в минуты запоя, сомнения и готовности опустить руки, чувствует себя чужаком, но не нежеланным, а окруженным гостеприимством и возложенными надеждами. Подобно герою Тома Круза в «Последнем самурае» с уважением, почтительностью, осторожностью, открытым сердцем и одновременно профессиональным острым взглядом погружается в чужой мир и чужую беду, без навязчивости и фамильярности, постепенно, мягко и исключительно деликатно роднится и в конце концов растворяется без остатка.
Впервые актер на экране, так не похожий ни на один из своих предыдущих образов, обезоруживает сердечностью и простотой. Седовласый бородач в берете, похожий на талантливого, но бедного художника из вселенной Ван Гога, обвешанный десятком фотоаппаратов, не пытается быть героем и вроде как ограничивается скромной, тихой ролью наблюдателя, но геройство само его находит. Без пафоса и красноречия, без фальши и надрыва он становится если не святым, то крупицей света, как в той сцене, где подобно «Мадонне с младенцем» держит на руках хрупкое, искалеченное тельце больной девочки, слепой и глухой, погруженной в абсолютную тьму, но будто бы улыбающейся от доброго прикосновения щекочущей бороды хорошего незнакомца.
Анастасия Лях
Великий (Минамата, Minamata)
2020 год, Великобритания/ США/ Объединенные Арабские Эмираты
Продюсеры: Джонни Депп, Билл Джонсон, Дэвид Кесслер, Эндрю Левитас, Сэм Саркар, Габриэлла Тана, Кеван Ван Томпсон, Том Харберд, Комптон Росс, Стивен Спенс, Фил Хант, Питер Тач
Режиссер: Эндрю Левитас
Сценарий: Эндрю Левитас, Дэвид Кесслер, Джейсон Форман, Стивен Дойтерс
В ролях: Джонни Депп, Билл Найи, Хироюки Санада, Асано Таданобу, Минами, Кэтрин Дженкинс, Дзун Кунимура, Лили Робинсон, Рё Касэ, Масаёси Ханеда, Акико Ивасе, Кента Огава, Кодзи Оно, Йосуке Хосои
Оператор: Бенуа Дельомм
Композитор: Рюити Сакамото
Длительность: 115 минут/ 01:55