На Netflix вышел праздничный комедийно-мелодраматический мюзикл «Выпускной» с Мэрил Стрип и Николь Кидман, несущий (помимо праздника) ЛГБТ-месседж не просто в абстрактные массы, но конкретно в умы родителей и детей, причем и тех детей, что стыдятся раскрыть свою природу, и тех, что стыдят тех, которые стыдятся. В основу фильма легла молодая одноименная бродвейская постановка, а режиссером выступил создатель музыкального сериала «Хор» Райан Мерфи.
По сюжету в провинциальной школе штата Индиана разгорается скандал. Выпускница заявляет, что намерена прийти на бал не с мальчиком, а с девочкой. Толерантный директор (комик-скетчер Кигэн-Майкл Ки) не против, но родительский комитет во главе с консервативной стервой-мамашей (Керри Вашингтон) начинает бунтовать и готов и вовсе отменить мероприятие. Параллельно в Нью-Йорке немолодая бродвейская прима (Мэрил Стрип) и ее театральный партнер (Джеймс Корден) после премьеры нового мюзикла об Элеоноре Рузвельт и 32-м американском президенте получают от критиков разгромные рецензии, причем ругает пресса не столько пьесу, сколько именно ведущих исполнителей, и в первую очередь за нарциссизм.
Объединившись с еще двумя артистами-неудачниками (Николь Кидман и бродвейский актер и певец Эндрю Рэннеллс), команда звездных лузеров, чья карьера зашла в тупик, составляет план реабилитации. Нужно засветиться в чем-то общественно полезном и социально значимом. Но не слишком глобальном вроде голодающей Африки («Не потянем», – говорит персонаж Кордена), а локальном, но знаковом и способном растрогать суровых критиков и в первую очередь членов театрального сообщества, вручающего премию «Тони». Школьница-лесбиянка из индианского захолустья, смело совершившая каминг-аут и столкнувшаяся с твердолобостью и взрослых, и ровесников, рискующая несправедливо лишиться законно полагающегося выпускного бала, идеально подходит для того, чтобы меркантильная компашка гламурных «либералов» из продвинутого мегаполиса хорошенько пропиарилась.
В полнометражном мюзикле Райана Мерфи, который куда лучше зарекомендовал себя на телевидении, чем в большом кино (мотивирующая мелодрама для домохозяек «Ешь, молись, люби» была разругана авторитетной кинопрессой, но антологии «Американская история ужасов» и «Американская история преступлений», как и долгоиграющий сериал-мюзикл «Хор», вывели Мерфи в самые интересные и востребованные шоураннеры), действительно много созвучий с хитовым молодежным ТВ-проектом 2009-го, который продержался в эфире шесть лет и принес популярность бродвейской актрисе Лии Мишель. Снова мюзикл, снова школа, снова буллинг, снова протест против стереотипной и реакционной школьной системы, включающей травлю непопулярных и геев (в «Хоре», если помните, был гомосексуал-контратенор).
Правда, в «Выпускном», который условно состоит из двух отдельных тематик (первая – проблема косности и нетерпимости в школах и провинциях, и школах провинций; вторая – фальшивая академичная политкорректность и шкурное приспособленчество звезд и киношников под ультралиберальный, ультратолерантный тренд, высмеянное еще в «Солдатах неудачи»: сыграть чернокожую лесбиянку-дауна без ног и получить заветную статуэтку), история расчетливых, лицемерных актеров оказывается ярче и острее истории выпускницы и ее самовыраженческой борьбы (хотя, конечно, постепенно липовые манхэттенские благодетели, в особенности героиня Мэрил Стрип, нравственно эволюционируют и начинают искренне и безвозмездно болеть за дело). Впрочем, Мерфи органично комбинирует две линии и символично устраивает финальный фееричный «выпускной» для всех, кто был несправедливо обделен законным правом на самоутверждение и праздник.
Смотрите легально на MEGOGO
Вокально-танцевальные перформансы как звезд, так и юных новичков сами по себе эффектны, но антураж вокруг актеров преимущественно невыразителен и скуп и не производит впечатления цельного продуманного номера. К тому же Николь Кидман использована настолько мало, что даже как-то неудобно, а Мэрил Стрип (которая, конечно, блещет, но от порядка не самых нужных сцен с ее участием вполне можно было отказаться) настолько много, что она подчистую перетягивает одеяло с отлично поющей девочки, которая, казалось бы, должна быть центром фильма.
Так или иначе, но если говорить о главном (и единственном) прошлогоднем киномюзикле и о главном (и единственном) киномюзикле 2020, то «Выпускной» Райана Мерфи несравнимо лучше «Кошек» Тома Хупера (в которых, к слову, тоже играл и пел Джеймс Корден). По крайней мере он точно не отвратителен, не неуклюж и не нелеп. Да и в целом уместно вписывается в предновогодние недели. Щепотка многолюдного, громкого, нарядного празднества-веселья в непростые времена, когда праздники ожидаются нелюдные и тихие.
Анастасия Лях
Выпускной (The Prom)
2020 год, США
Продюсеры: Алексис Мартин, Боб Мартин, Дуглас Си Меррифилд, Танасе Попа, Скотт Робертсон, Райан Мёрфи, Мэтью Склар, Эрик Ковтун
Режиссер: Райан Мёрфи
Сценарий: Джек Виртел
В ролях: Николь Кидман, Мерил Стрип, Джеймс Корден, Эндрю Рэннеллс, Кигэн-Майкл Ки, Керри Вашингтон, Аквафина, Джо Эллен Пеллман, Ариана ДеБос, Нико Гритэм, София Делер, Натаниэл Джей Потвин, Монро Клайн, Мэри Кэй Плейс, Трэйси Уллмэн, Кевин Чэмберлин
Оператор: Мэттью Либатик
Композитор: Мэттью Склар
Длительность: 132 минуты/ 02:12