Этот маленький ирландский хоррор покорил сердца британских и американских критиков и чудом добрался до больших украинских экранов. Умный, аллегорический, обыгрывающий хоррор-клише, фильм ирландского сценариста и режиссера Ли Кронина поразительным образом тесно перекликается с самым громким ужастиком этого года, американским политическим выпадом Джордана Пила «Мы». И хотя в ирландской картине политики нет (нет, Кронин в отличие от Пила, который делит Америку на черную и белую, не прячет в хоррор-символике противостояние ирландцев и британцев), тема пугающих двойников, восставших из подземелья, здесь так же сильна.
По сюжету молодая одинокая мать с маленьким сыном переезжает в мрачноватую ирландскую глубинку и поселяется в старом, требующем капитального ремонта доме, что совсем рядом с лесом (на вступительных титрах шоссе, по которому героиня направляется в, как говорится, новую жизнь, или в новую страницу своей жизни, фигурально переворачивается вверх дном). По дороге ее авто едва не наезжает на загадочную и потерянную женщину, бледную и высушенную, как зимняя хворостина, что-то неразборчивое бубнящую себе под нос (таких называют городскими сумасшедшими). А раззнакомившись с местными, героиня узнает главную тутошнюю легенду: женщина, которую она встретила на дороге, якобы убила собственного сына, перед этим обвинив маленького мальчика в подмене, мол, он – двойник, а вовсе не ее ребенок (бубнящую женщину сыграла муза финского мэтра Аки Каурисмяки Кати Оутинен).
Позже героиня обнаруживает посреди того самого леса, что рядом с ее домом, громадную, монструозную, таинственного происхождения дыру в земле наподобие кратера или котловины, стенки которой медленно, камушек за камушком, ползут вниз, будто устремляются в центр Земли, в самое пекло. Однажды ночью, не застав сына в кровати, она бежит на его поиски в лес, в панике, что малыш провалился в эту страшную воронку, и это шевелящееся жерло его проглотило. Не найдя сына в лесу, мать звонит в полицию. Но тут мальчик возникает на пороге комнаты и заявляет, что никуда не уходил, что спал все это время в своей комнате. На следующий день мать находит своего ребенка весьма изменившимся…
Обычно в ужастиках, которые выставляют инфернальным центральным злом невинное дитя, душой которого завладел демон, изменения в поведении ребенка происходят со знаком минус. То есть был хороший, послушный мальчик/ девочка, а превратился в капризного, желчного монстра с типическим выжигающим взглядом исподлобья. Ли Кронин, во-первых, отсекает всякую одержимость, которой хоррор-сюжеты и так переполнены. Во-вторых, предлагает нетипичную трансформацию со знаком плюс: трудный ребенок, замкнутый и необщительный, капризный в еде, тяжко переживающий отсутствие папы и переезд на новое место, превращается в ангела, который безоговорочно съедает обед до последней крошки, после уроков веселится в кругу новых школьных друзей, дарит маме, которую называет не иначе как «мамочка», самодельный букет из полевых ромашек, сорванных во дворе поутру… Но пугает, ясное дело, не положительность или отрицательность изменения, а перемена, или правильнее сказать подмена, как таковая.
Фильм, которому украинские прокатчики дали название «Глубинное зло», а российские – еще более отдаленное от оригинала «Другой», в действительности называется «Дыра в земле» (The Hole in the Ground). И с работой Джордана Пила ирландский хоррор рифмуется не только мотивом подземельного доппельгангерства, выпускающего наших темных двойников на поверхность и на свет, буквально и фигурально, но и отсылкой к Льюису Кэрроллу, у которого кроличья нора, дыра в земле, является переходом в параллельный, зазеркальный, потусторонний мир. Падая в кроличью нору, кэрролловская Алиса задается вопросом, пролетит ли она Землю насквозь, достигнув полярной точки. Буквально полярная точка – это Новая Зеландия или Австралия (так размышляет Алиса). Фигурально полярная точка – это зазеркальный антипод, чье имя читается в обратную сторону, как в сказке «Королевство кривых зеркал».
Смотрите легально на MEGOGO
Ли Кронин не рассказывает нам весь бэкграунд главной героини, но оставляет тут и там намеки, будто хлебные крошки. Упоминается авария, в которую героиня попала около года назад. Муж (отец мальчика), который больше не с ними (погиб или бросил?). Антидепрессанты, которые принимает девушка. Вскользь бросается фраза, что та авария была неслучайной… Из этих крошек можно сделать вывод, что героиня, переживающая депрессию, хотела покончить с собой, но суицид не удался.
В таком случае самоубийство автор сценария и постановщик преподносит как промежуточное состояние, пребывание одной ногой в мире живых, другой – в мире мертвых, одной – на земле, другой – под землей. И дыра в грунте – переход между мирами. Неслучайно очертания воронки в лесу проецируются на шрам, оставшийся у героини на лбу после аварии. Шрам удивительным образом, спустя целый год, начинает опять кровоточить, отбрасывая на кожу мелкие трещинки, созвучные с земляными расщелинами в мистическом кратере; рана, некогда зажившая, снова открывается, отворяется, будто портал или врата в преисподнюю.
Молодая ирландская актриса Шана Керслэйк, исполнившая ведущую партию, убедительна в первую очередь не как героиня ужастика, способная тут и там изображать правдоподобный испуг, но как героиня-мать, которой в жизни не очень легко. И именно это смещение амплуа делает «Дыру в земле» чем-то куда большим, чем рядовая страшилка.
Анастасия Лях
Глубинное зло (Другой, The Hole in the Ground)
2019 год, Ирландия
Продюсеры: Джон Кевилл, Конор Барри
Режиссер: Ли Кронин
Сценарий: Ли Кронин, Стивен Шилдс
В ролях: Шана Керслэйк, Джеймс Куинн Марки, Джеймс Космо, Кати Оутинен, Симон Кирби, Стив Уолл
Оператор: Том Комерфорд
Композитор: Стефен МакКеон
Длительность: 90 минут/ 01:30