Одновременно и новаторский, и ретроградный научно-фантастический хоррор от Нила Бламкампа, режиссера фильмов «Район №9», «Элизиум» и «Робот Чаппи». Без звездных актеров в касте, без промо-кампании, без предварительно заявленных амбиций. «Демоник» свалился на зрительские головы внезапно и из ниоткуда. И эффект неожиданности отменно сработал: картина сходу заинтриговала одним только своим нахрапистым, непредвиденным появлением. И конечно, именем Бломкампа.
Причем имя Бломкампа в титрах – тот случай, когда одинаково ждешь и чего-то свежего, ни на что не похожего и очень крутого, и одновременно чего-то прискорбно недоработанного и разочаровывающего. Южноафриканский сценарист и постановщик родом из Йоханнесбурга Нил Бломкамп (протеже Питера Джексона), ворвавшийся на мировую кинематографическую арену в 2009 году с псевдодокументальным научно-фантастическим хоррором «Район №9», в котором посредством аллегории о живущих в южноафриканских гетто безобидных пришельцах напомнил миру о варварской, антигуманной политике апартеида, к сожалению, впоследствии не сумел закрепить свой успех. Социально-политический реализм о расовом и классовом неравенстве, упакованный в сай-фай, Бломкамп продемонстрировал и в «Элизиуме», но уже куда менее убедительно, без той начальной искренности и подлинной боли в сердце, без авторского оригинального взгляда на устоявшийся и застоявшийся жанр, но с голливудским размахом и по голливудским лекалам. Еще более фальшивым и неуклюжим в плане повествования получился «Робот Чаппи», который почти что поставил крест на карьере некогда многообещающего кинематографиста.
Долгое время Бломкамп значился разработчиком пятого «Чужого», который по задумке должен был проигнорировать существование третьего и четвертого фильмов франшизы, которые, по мнению большинства критиков и экспертов, были ошибкой, и продолжить историю, начатую Ридли Скоттом и достойно подхваченную Джеймсом Кэмероном. И вернуть на экраны Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Бломкамп был крайне воодушевлен этим проектом и предоставленной возможностью. Но затем Ридли Скотт снял «Прометея» и решил повести франшизу в другом направлении, направлении философских приквелов. А разработку пятого «Чужого» заморозил, что, конечно, стало большим разочарованием для молодого мувимейкера из ЮАР. И казалось бы, даже забило последний гвоздь в гроб его едва начавшейся режиссерской карьеры. Все благополучно забыли про оскаровскую номинацию, доставшуюся Бломкампу за лучший сценарий, и списали сорокалетнего парня в неудачники.
И вот спустя семь лет после разгромных рецензий в адрес «Робота Чаппи», в ходе которых постановщик занимался созданием и продюсированием любопытных и имеющих потенциал когда-нибудь стать полным метром короткометражек посредством собственной киностудии Oats Studios, специализирующейся на экспериментальных сай-фай- и хоррор-сюжетах, а также оплакивал несостоявшегося «Чужого 5», внезапно вышел «Демоник». И надо сказать, фильм априори стал глотком чистого воздуха. Потому что все, кто разбирается и любит кино, отлично знают: фильмы Бломкампа могут иметь недостатки, могут иметь очень много недостатков, но они гарантируют наличие свежих идей.
«Демоник» не стал исключением. По сюжету главная героиня – незамужняя и бездетная Карли, которой уже хорошо за тридцать (малоизвестная канадская актриса Карли Поуп, немного похожая на шведку Нуми Рапас), – не может избавиться от ночных кошмаров, в которых видит свою мать в каком-то заброшенном здании, что резко вспыхивает и пылает огнем. По ходу выясняется, что мать героини, с которой чем-то сильно обиженная или разгневанная дочь давно и принципиально не общается, уже много лет отбывает тюремный срок за некий чудовищный поступок. И однажды Карли получает тревожный телефонный звонок. Оказывается, уже некоторое время ее мать пребывает не в тюрьме, а в больнице, где на заключенных тестируют экспериментальные препараты. Ее положение очень тяжелое и, мягко говоря, странное. И якобы необходимо, чтобы Карли приехала, потому что мать ее отчаянно зовет.
Смотрите легально на MEGOGO
Кажется, на создание «Демоника» Бломкампа частично вдохновил новаторский научно-фантастический мультсериал для взрослых «Отмена», полностью снятый в технике ротоскопии. По крайней мере со стороны «Демоник» вызывает ассоциации именно с этим проектом. И поначалу картина-камбэк почти что канувшего в забвение Бломкампа тоже кажется преисполненной смелости и новизны.
На одном жанровом пространстве неожиданно встречаются олдскульный классический ужас про одержимость и экзорцизм, берущий начало от культового «Изгоняющего дьявола», и передовой сай-фай о высоких технологиях из ближайшего будущего. Католические священники, преемники отца Ланкастера Меррина в исполнении Макса фон Сюдова, больше не носят неудобные балахонные рясы и не вооружаются одними только строчками из Писания и распятием, но выглядят как спецназ и носят увесистые пушки и боеприпасы. Как истинно современные люди, они верят не только в Бога и Библию, но и в науку, а именно медицину, цифровой прогресс, компьютерные ноу-хау.
С одной стороны, Бломкамп всерьез пытается сильно напугать зрителя, почти так же, как в свое время Уильям Фридкин. И местами у него даже получается. И демон с большим вороньим клювом вместо головы, угрожающе стремящимся проткнуть героиню и экран, будто очень агрессивно настроенный фаллос, пугает ничуть не меньше, чем ассирийский демон Пазузу с головой льва, использованный Фридкиным. И вся эта нетленная хоррор-классика про борьбу церкви с дьяволом действительно смотрится свежо и органично в комбинации с ультрасовременными достижениями и гаджетами. И когда пропадает свет, как в архаичном вчера, включается прибор ночного видения.
Но только кажется, будто этот кроссовер вчерашнего дня и завтрашнего, классики и фантастики, традиции и авангарда, старой школы и экспериментального киноязыка… теряет злободневность, актуальность дня текущего. То есть у Бломкампа встречаются вчера и завтра, но отсутствует сегодня. И опять же при наличии неплохих идей и интересных визуальных решений режиссер не заполняет основательным образом прорехи в повествовании и не заморачивается над нескладными решениями персонажей. И под конец возникает ощущение, будто начинал эту историю Бломкамп-энтузиаст, вдохновленный и воодушевленный, а закончил Бломкамп-плакса, все еще оплакивающий своего неснятого «Чужого», подавленный негативными рецензиями и разочарованный в самом себе.
Анастасия Лях
Демоник (Demonic)
2021 год, Канада
Продюсер: Стюарт Форд
Режиссер: Нил Бломкамп
Сценарий: Нил Бломкамп
В ролях: Карли Поуп, Крис Уильям Мартин, Майкл Роджерс, Натали Болт, Терри Чен
Оператор: Байрон Копман
Композитор: Ола Странд
Длительность: 105 минут/ 01:45