У Pixar, безусловно, много прекрасных мультфильмов. Но великих всего два: «Мыслями наизнанку» и «Душа». Как и первый, второй наверняка получит «Оскар». И тут, конечно, можно заняться протестующим против оскаровской политкорректности занудством: мол, в 2019-м лучшим мультфильмом стал «Человек-паук: Через вселенные» потому, что главный герой – темнокожий, и с «Душой» та же история (более того, «Душа» в целом показывает мир цветных, а белые фигурируют лишь в эпизодах). Но это, во-первых, упомянутое занудство. Во-вторых, несправедливо. Лучше «Души» анимации в этом году однозначно не было. А возможно, на просторах голливудской мультипликации лучше вообще никогда не было.
Главный герой, пианист Джо Гарднер, с детства одержим джазом, страстью, доставшейся в наследство от отца. Он мечтает жечь пальцы об клавиши на сцене, но работает скромным учителем музыки. «Джазом на хлеб не заработаешь», – говорит прагматичная мать. «Значит, я не буду есть хлеб», – отвечает упрямый Джо. И вот наконец спустя годы и годы неудач и отказов фортуна ему улыбнулась: вечером он будет аккомпанировать джаз-диве Дороти Уильямс в клубе Half Note (это, к слову, реальный нью-йоркский джаз-клуб; и да, действие мультфильма происходит в Нью-Йорке, не в Новом Орлеане). Вне себя от счастья Джо Гарднер мчит и… приключается несчастный случай… Его тело оказывается в коме, а душа – в чем-то вроде буфера (чистилища), порога перед входом в рай.
Здесь обитают не только души умерших или тех, кто, как и Джо, оказались между жизнью и смертью, но и души заблудших, которые не смогли нащупать жизненный путь или сбились с него, или застряли в бездушном тупике вроде зомби-менеджмента; и души пребывающих в эйфории, которые временно оторвались от реальности; и чистые души, которые еще никогда не были в теле и готовятся полететь на землю, чтобы поселиться в новорожденном малыше. И здесь опытные души тех, кто уже свое отжил, многое повидал и многому научился, берут шефство над желторотиками, чтобы зажечь в тех так называемую «творческую искру» (без нее юной душе билет на землю никак не получить). По ошибке роль ментора достается Джо Гарднеру. И ученица ему перепадает до сердечного приступа строптивая и норовистая, которая уже довела до белого каления таких не пальцем деланных учителей, как Архимед, Карл Юнг, Мария-Антуанетта… Что уж говорить о маленьком преподавателе музыки.
На этот раз Пит Доктер, создатель «Истории игрушек», «ВАЛЛ-И», «Вверх» и «Мыслями наизнанку», как никогда раньше ориентировался именно на взрослую аудиторию, потому что все, что способны воспринять в «Душе» дети, – это комичные чаплиновские неуклюжести и казусы, связанные с толстым котом, в котором случайно оказалась человеческая душа. Все остальное здесь для нас, для взрослых: и «бедное бессознательное» Юнга, и бедная голова Антуанетты (отрезанная, как известно, гильотиной), и пребывающий в астрале человек-сэндвич с перекрестка, и вырвавшийся из зомби-тисков офисный планктон, которого внезапно осенило, что жизнь одна и прожить ее нужно с душой…, и сам джаз, конечно (музыку для «Души» написал оскароносный тандем Трента Резнора и Аттикуса Росса, ранее работавший с Дэвидом Финчером на проектах «Социальная сеть», «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая»).
Как и в «Мыслями наизнанку», Доктер придал нематериальному и сложному доступную материальную мультяшную форму. Как и в случае с эмоциями, для которых сценарист и режиссер-мультипликатор сконструировал целый замысловатый мир, многоуровневый, математически точный и прицельно попадающий в нюансы и тонкости устройства нашей памяти, наших эмоциональных состояний и эмоциональных перепадов, с душами Доктер тем более не стал халтурить и заниматься вульгаризирующим упрощенчеством вроде просто летающего духа полупрозрачной консистенции. Нет, режиссер со всей ответственностью по отношению к религии и философии попробовал рисованными увлекательными инструментами раскрыть природу загадочной субстанции, определяющей каждое индивидуальное сознание и каждый уникальный внутренний мир.
Смотрите легально на MEGOGO
А представляя «тех, кто над нами» (не одного конкретного бога, но целую систему неких высокоразвитых существ или божеств), Доктер сыронизировал и над нами, и над ними. Над нами в том смысле, что мы не способны понять их происхождение, сущность и даже имя, и поэтому они снисходительно себя в наших глазах примитизировали, разделившись на Джерри и Терри. Над ними в том смысле, что даже там, «наверху», господствуют канцелярщина и бюрократия, душащие «творческую искру», и имеется своя поглощенно снующая по «офису» канцелярская крыса.
Понятно, что приключение, свалившееся на плечи Джо Гарднера (которому на земле учить, судя по играющей на тромбоне девочке-азиатке, которая на очередную репетицию пришла с заявлением, что хочет все бросить, удавалось не очень, то есть чисто технически да, а вот морально…) и его капризной, по-стариковски брюзжащей ученицы, под занавес оборачивается взаимным духовным обогащением. Каждый из героев выносит новый важный смысл. А Гарднер, возвратившись в одинокую и хмурую квартиру, понимает, что не целью стоит жить, не идеей фикс, но страстью к простым обыденным вещам.
Душа есть у всего, даже у камня – считал Демокрит и его последователи. И она материальна… Мы часто говорим «душевный фильм». Или наоборот – «снято без души». Что ж, Пит Доктер определенно вложил в «Душу» душу. И магией кино ее материализовал.
Анастасия Лях
Душа (Soul)
2020 год, США
Продюсеры: Дана Мюррей
Режиссер: Пит Доктер
Сценарий: Пит Доктер, Майк Джонс, Кемп Пауэрс
В ролях (озвучка): Джейми Фокс, Тина Фей, Филисия Рашад, Анджела Бассетт, Дэвид Диггс
Операторы: Мэтт Аспбери, Ян Мегиббен
Композиторы: Трент Резнор, Аттикус Росс
Длительность: 100 минут/ 01:40