Поклонники анимации еще не успели оправиться от вулканического позитива «Души», как Pixar приготовила новый подарок, нежно окунающий в летнее, морское, курортное, каникулярно-отпускное настроение, в невесомую морскую пену магического реализма и бирюзовую гладь величественной кинематографической иллюзии. «Лука» всем своим естеством подстегивает рвануть если не в приключение, то как минимум в путешествие, вдохнув полной грудью бриз лучшего в году сезона – сезона вакаций, белых одежд и теплых ночей. И конечно же, побуждает не сдерживать полет фантазии и полет мечты, будь то полет к звездам или же куда более приземленное, но не менее страстное желание заполучить мотороллер Vespa.
И да, меняется мир – меняются и мультфильмы. И если даже классически семейное диснеевское кино больше не цепляется за консерватизм и традиции (к примеру, без стеснения намекает на романтический интерес Лефу к Гастону из «Красавицы и чудовища»), то прогрессивное пиксаровское, пусть даже диснеевско-пиксаровское, и подавно. И «Лука» громко кричит о том, что ни перед кем и никогда не надо скрывать свою «другую» природу, свое истинное «я», не нужно бояться разоблачаться и быть теми, кем мы есть. И тогда, вероятно, эволюционирует и социум, и изменятся социальные устои, и не будет больше ксенофобии: нетерпимости, ненависти, страха перед тем и теми, кто чуточку отличается, кто чуточку иной.
После истории о черных, джазе, Нью-Йорке и творческой искре Pixar переносит зрителей в совсем другую, но ничуть не менее колоритную атмосферу божественно живописной Итальянской Ривьеры, которая настолько красочна и райски блаженна, что в реальности похожа на мультик, а в мультике, конечно же, максимально реалистична, настолько, что хочется потрогать кинополотно и беспечно в него нырнуть. С первых магнетических кадров, открывающих взгляду маленький рыбацкий городок, обволакивает мягкое солнце, освежающий ветерок, тихая лазурь, магия старинных портов Средиземного побережья, рельефность потрясающих горно-морских пейзажей; в ноздри врывается дух провинции, рыбаков, уличной торговли, узких брусчатых улочек; пьянят запахи пасты, песто, пиццы, лазаньи… И казалось бы, на экране разворачивается совсем другая история, но и «Душа», и «Лука», пусть и на разных языках, но говорят об одной и той же природе нашего «я», о мечтах и стремлениях, которые и делают нас теми, кто мы есть.
Легендарный пиксаровец Пит Доктер на этот раз ограничился продюсерскими функциями, а постановку студия доверила итальянцу Энрико Касаросе, который начинал карьеру художником по раскадровке. В 2011 году он снял для Pixar короткометражный мультик «Луна» (La Luna), который получил номинацию на «Оскар» (это была философская сказка о полночном морском путешествии на деревянной рыбацкой лодке и о выборе жизненного пути, вдохновленная творчеством Экзюпери). И вот теперь, спустя десять лет, Касароса дебютировал в полном метре, получившем, случайно или нет, созвучное название «Лука» (Лука – имя главного героя).
Касароса переиначил на новый лад классическую сказку-миф о русалке, которая вышла из пены морской на берег и обрела ноги вместо рыбьего хвоста и человеческое подобие (правда, ее история, как известно, закончилась печально в отличие от истории мальчика-рыбы Луки). И представил сказку о морских чудовищах с точки зрения морских чудовищ (и показал два одинаково ложных, одинаково зашоренных взгляда, не позволяющих обрести дружбу и мир между разными формами/ образами жизни). В то время как рыбаки, вооруженные гарпунами, с опаской глядят в воду, выискивая «морского дьявола», со дна морского на них с не меньшей опаской глядят морские жители, называющие их «сухопутными чудищами». Люди ищут сокровища на дне морском, а рыбомальчик Лука находит на дне выброшенные или утерянные простые вещицы людского быта вроде карманных часов или патефона и складывает их в свой тайник, тайник с тем самым наивным детским кладом, который все мы в детстве прятали от взрослых в каком-нибудь укромном месте.
Смотрите легально на MEGOGO
Можно заметить, что Касароса отчасти вдохновлялся и «Человеком-амфибией» (только там действие происходило в рыбацком городке аргентинского побережья), и «Акваменом», и даже противостоянием людей и мутантов в «Людях Икс», где также отчетливо раскрывается психологический недуг человеческой ксенофобии (нельзя не заметить сходство между превращениями сине-зеленых морских «монстров» в людей и метаморфозой синекожей Мистик из марвеловского комикса). Но он также глубоко погружается в личные воспоминания и личный опыт взросления, в проведенное в Генуе собственное детство, где у него, наивного и несмышленого, тоже был друг (как у Луки Альберто), дерзкий и отчаянный сорвиголова, авантюрист и искатель приключений, который, собственно, и помог ему повзрослеть.
Рыбацко-портовая Италия предстает эдаким вневременным оазисом «сладкой жизни» и отсылает к 1950-60-м годам, итальянскому неореализму и творчеству великого Феллини. На улицах дети и старушки едят разноцветное мороженое, молодежь разъезжает на модных мотороллерах Vespa, в центре города струится фонтан, рыбаки готовят снасти для очередного выхода в море, в воздухе витает приятная нега и праздность. Рыжеволосая девочка Джулия с выразительным, чуть длинноватым и чуть крючковатым носом отсылает к легендарной Софи Лорен и вместо причитаний «санта мария» или «санта мадонна» говорит то «санта моцарелла», то «санта рикотта», то «санта горгонзола».
Не менее отчетливым звучит оммаж анимационному гению Хаяо Миядзаки. Так, вымышленная рыбацкая деревушка Портороссо, прототипом которой стал, конечно же, Портофино, – дань уважения культовому аниме «Порко Россо», где протагонист и антагонист соревновались на гидросамолетах подобно тому, как в «Луке» герой и антигерой соревнуются на скутерах, где действие разворачивалось на Адриатике и где протагонист-пилот на фоне прихода к власти фашистов в Италии сменил человеческий облик на облик свиньи (в «Луке» есть недоброжелательный кот с черной кляксой под носом, похожий на Гитлера, но в отличие от диктатора кот, конечно же, по ходу сюжета добреет и милеет). В целом же сюжет о любопытном рыбомальчике, попавшем в мир людей, отсылает к «Рыбке Поньо на утесе», что в свою очередь тоже переиначила фольклор и сказку Андерсена о русалочке.
Мальчик Лука из подводного мира, которого родители за интерес к миру людей хотят сослать «в глубинку» (на самую глубокую и темную морскую глубину), тянется к свету (и к солнцу, и к знаниям), к новому и к открытиям, к расширению границ и свободе. Но в то же время, будучи «не таким», боится выйти на свет и показать свое настоящее «я». И друг Альберто помогает Луке не только повзрослеть, но и отважиться на разоблачение. И этот кульминационный дождь (дождь как каминг-аут), очищающий от притворства и обнажающий суть, заставляет сбросить маски. И ведь оказывается, что «не таких», «других», гораздо больше, чем мы думали. Они скрывались среди нас, опасаясь нашей нетерпимости, но теперь наконец вышли из тени, потому что мир изменился.
Анастасия Лях
Лука (Luca)
2021 год, США/ Италия
Продюсеры: Пит Доктер, Андреа Уоррен
Режиссер: Энрико Касароса
Сценарий: Майк Джонс, Джесси Эндрюс
В ролях (озвучка): Джейкоб Тремблей, Джек Дилан Грейзер, Эмма Берман, Марко Барричелли, Саверио Раймондо, Майя Рудольф, Джим Гаффиган, Сэнди Мартин
Композитор: Дэн Ромер
Длительность: 96 минут/ 01:36