Этот крепкий психологический хоррор-триллер от режиссера «Девушки в поезде» и «Прислуги» с ярким и убедительным выступлением оскароносной Октавии Спенсер, с одной стороны, мусолит заезженную тему одержимости, с другой – делает это в свежем и небанальном ракурсе. Героиня Спенсер пугает до ужаса и вызывает сочувствие и понимание одновременно, олицетворяя повзрослевший собирательный образ так называемых «непопулярных детей» – когорты лузеров, претерпевающих унижения и гонения со стороны «популярных» сверстников.
Она появляется на экране эдаким одуванчиком – милой, дружелюбной женщиной бальзаковского возраста, выгуливающей трехлапого пса, которая понимающе отзывается на просьбу группы подростков купить им ящичек пива для гулянья. Естественно, с самого начала очевидно (хотя бы по тому, как она внезапно и зловеще барабанит в окно фургона, чтобы отдать детишкам сдачу), что «белый и пушистый» образ скрывает подвох. А чуть погодя эта «приемная мамочка», приютившая под своим крылом ребятню, жаждущую свободы от родительского контроля, начинает из кожи вон лезть, лишь бы завоевать доверие малолетних тусовщиков и сойти за «свою», заполучить их респект, обожание, любовь, почувствовать сладкий вкус «популярности», которого была начисто лишена в неуютном, оскверненном отрочестве.
Фильм «Ма» комбинирует две неновые в кинематографе темы: сексуальная одержимость и месть оплеванного, растоптанного неудачника. Сексуальную одержимость в американском кино представляет ряд однокалиберных фильмов, выросших из легендарного «Рокового влечения». Вторая же тема, тема деления школьников на популярных и непопулярных, преимущественно находит отражение в молодежных и подростковых комедиях, где самая скромная и неприметная девочка в классе в итоге становится королевой выпускного бала, а смазливой стерве воздается по заслугам (эту тему страшно остроумно обыграл Стивен Кинг в своем хоррор-романе «Кэрри»; также она была затронута и в романе «Оно», где сюжет строился вокруг группы тинейджеров-лузеров, назвавших себя «клубом неудачников»).
Авторы «Ма» подходят к этому делению со всей серьезностью и глубиной, показывая, что последствия детских поношений и навязывания ярлыков могут быть страшными и непоправимыми и наложить отпечаток на всю последующую жизнь. Собственно, героиня Октавии Спенсер одержима не столько сексуальным влечением к объекту, который, что называется, не ее круга по всем физическим параметрам, не ее, как говорится, поля ягода; сколько зацикленным стремлением, пронесенным сквозь десятилетия, просочиться наконец-то в заветный и недостижимый статус «душа компании».
Она маниакально грезит условными чертами, которыми определяется «популярность». Нужно быть смазливым. Нужно быть коммуникабельным. Нужно быть белым. И, судя по всему, годами задается одним и тем же мучительным вопросом: почему у «популярных» все черты как на подбор? Хорошие волосы, гладкая кожа, милая физиономия, болтливый язычок, небедные родители…
Смотрите легально на MEGOGO
Непопулярность – главный недуг пубертата, способный изувечить психику на всю оставшуюся жизнь, породить не только взрослых неудачников, но и социопатов, и маньяков. «Я что, маньячка какая-нибудь?!» – восклицает Ма, вынашивающая план изощренной мести не только конкретным обидчикам, но всей системе фашистской дифференциации на высших и низших, идеальных и дефектных. Она – не злодейка, а универсальное порождение крайне специфической детской животности, в природе которой непременная необходимость клеймить одних и превозносить других, доводя оба действия до крайностей. И как-то даже искренне хочется, чтобы эта карательница системы испытала свой заслуженный триумф.
Анастасия Лях
Ма (Ma)
2019 год, США
Продюсеры: Джейсон Блум, Робин Мулкахи Фисичелла, Джон Норрис
Режиссер: Тейт Тейлор
Сценарий: Скотти Лэндис
В ролях: Октавия Спенсер, Люк Эванс, Джульетт Льюис, Мисси Пайл, Диана Сильверс, Маккейли Миллер, Кори Фогельманис, Эллисон Дженни, Джанни Паоло, Данте Браун
Оператор: Кристина Ворос
Композитор: Грегори Трипи
Длительность: 99 минут/ 01:39