«Отчаянные времена – отчаянные методы»
Эту реплику, дважды произнесенную в фильме, можно отнести и к самому Тому Крузу. За первые три серии франшизы «Миссия невыполнима» актер в свое время получил в общей сложности 220 миллионов (70 за первую часть и по 75 за вторую и третью). При этом стоит отметить, что даже тогда, будучи на вершине славы, Круз не пренебрегал авторскими некоммерческими проектами и мог, к примеру, сняться в «Магнолии» всего за 100 000 оклада (при том что начинал карьеру уже с 50 000). Но во второй половине 2000-х проекты с участием звезды перестали приносить желаемую прибыль, и студийные боссы стали резко сокращать гонорар. Так, за «Протокол Фантом» Круз получил 12,5 миллионов (правда, с добавлением процента от выручки). Последующие ленты («Джек Ричер», «Обливион», «Грань будущего»), к сожалению, не показали в прокате выдающихся результатов, несмотря на положительные отзывы критиков и очевидные достоинства как самих фильмов, так и исполнителя главной роли.
Не то чтобы Круз отчаялся, но в прессе мигом поползли едкие замечания, что киноикона сдулась, мол, постарел голливудский секс-символ, и зрители, охотно переключившись на новых кумиров, больше не хотят платить за «ношенную шмотку». «Отчаянные времена – отчаянные методы». Назло злопыхателям «ветеран», будучи на шестом десятке, в пятый раз сыграл суперагента Итана Ханта и снова проделал невообразимые трюки без помощи дублеров и каскадеров. Чем больше лет в паспорте – тем меньше признаков старости и тем сложнее номера. Кажется, именно таким принципом руководствуется актер.
К слову, еще в период производства «Протокола Фантом» поговаривали, что Джереми Реннер впоследствии заменит Итана Ханта и станет центральной фигурой «Миссии», а Том Круз (все-таки молодильных яблок в природе не существует) уйдет на заслуженный покой и менее подвижные роли. Но ничего подобного. Во-первых, Реннер – хороший актер, но ни Джейсона Борна, как показала практика, ни Итана Ханта заменить не в состоянии. Во-вторых, физическая форма Круза заткнет за пояс едва не весь голливудский молодняк.
Минск, Беларусь (народ в зале хихикает, ненавязчиво вступают легендарные аккорды Mission: Impossible). Вот-вот готовится взлететь самолет с неким катастрофически опасным грузом на борту. Из травы выныривает маскирующийся Саймон Пегг с планшетом в руках, нервно клацающий по кнопкам. Так же нервно «по рации» тараторит «капитан очевидность» Джереми Реннер, отмечая, что груз все еще на борту и это очень и очень хреново. Винг Реймз тоже на связи, но толку пока никакого, пилот уже завел двигатели. «Бенджи, ты можешь вырубить мотор или заблокировать панель управления?». Бенджи продолжает лихорадочно клацать, но ничего не выходит. «Где, черт возьми, Итан???». И вот он возникает из-за бугра и бежит-бежит-бежит и цепляется пальцами за фюзеляж взлетающего самолета… Музыка.
Смотрите легально на MEGOGO
Этот трюк, как и большинство других в фильме, Круз проделал самолично.
«Миссия невыполнима» – франшиза, обладающая редким качеством становиться все лучше и лучше от серии к серии. «Протокол Фантом» Брэда Берда, оказавшийся своеобразной перезагрузкой, вывел проект на новый уровень. Создатели заметно понизили градус серьезности, ввели в сюжет новую команду, в частности, дозированно клоунский персонаж Пегга с отменным чувством юмора, компьютерным гением и рыжим веснушчатым обаянием; уснастили сценарий обезоруживающей самоиронией. Было опасение, что режиссер «Джека Ричера» Кристофер МакКуорри не потянет «Нацию изгоев», но уже на выходе ошеломляющего трейлера оно не оправдалось.
В пятой части есть все, что так понравилось в «Протоколе». Сюжетная линия стопроцентно оправдывает загадочный подзаголовок «Нация изгоев». Деятельность «Миссии» оказывается под угрозой, когда глава ЦРУ, возмущенный самовольными выходками Итана Ханта и команды, подает прошение о закрытии проекта (на этом моменте украинских зрителей дико порадует фото с начисто разрушенным Кремлем, «случайным» побочным последствием выполнения «дежурного» задания). Агенты вынужденно переходят на службу управлению, а Хант, обвиненный в одержимости якобы несуществующей террористической организацией «Синдикат» и ее фантомным главой Лэйном, и вовсе оказывается вне закона.
Собственно, изгоев в картине трое: Хант, ставший неугодным для американской разведки; британский агент Эльза Фауст, выброшенная МИ-6 на произвол судьбы; таинственный Лэйн, некогда служивший ее величеству, а после разочаровавшийся в идеалах и создавший «Синдикат» как антимиссию. Любопытно, что Шон Харрис, сыгравший Лэйна, отдаленно напоминает чертами лица Круза, только если бы тот сильно усох. И видимо, это неспроста, так как Лэйн является в некотором роде черным альтер-эго, анти-я Итана Ханта. Что касается женского персонажа, кажется, впервые в сериале появилась героиня под стать герою. Эльза, в органичном и незаезженном исполнении шведки Ребекки Фергюсон, резко выделяющаяся на фоне стандартных красоток-подружек шпиона, на экране ни в чем не уступает Крузу, разве что трюки вряд ли проделывает сама…
Можно много писать о том, насколько умопомрачительно зрелищный и сверхдинамичный экшн в фильме, и главное, насколько он «живой», не компьютерный. Но лучше это увидеть собственными глазами. Если же вы не представляете «Миссию» без ее характерных аксессуаров вроде масок-лиц Фантомаса, то и тут «Нация изгоев» вам угодит, причем хитрейшим способом, сперва усыпив бдительность шутливой инсценировкой, а затем огорошив эффектом элементарной внезапности. Простенько и феерично.
А сколько в картине изящества и музыкальности… Начиная с комично-витиеватой сцены в Венской опере, где под «Турандот» сразу трое «киллеров», обосновавшихся на шатких закулисных конструкциях, целятся в австрийского канцлера, а четвертый целится в одного из тех трех. И особенно в том, как труба (или тромбон) легким движением руки превращается в снайперскую винтовку.
Но даже это не самое прекрасное в «Нации изгоев». Самое прекрасное – самоирония Тома Круза, и над своим невнушительным ростом, и над своей «всесильностью», вернее «всеможестью» от слов «все могу». Например, эпизод, где Бенджи рассуждает о трех минутах под водой без кислорода, которые Итану «за нефиг делать», то есть раз плюнуть, как два пальца об асфальт; и лицо Круза при этом, изображающее усилие не выдать озадаченность…
«Старый, но не ржавый», – сказал о себе Арнольд Шварценеггер в пятом «Терминаторе», будучи и старым, и ржавым, хотя и единственным украшением фильма. «Не старый и не ржавый», – уверенно может сказать о себе Том Круз/ Итан Хант и приступить к шестой «Миссии».
Анастасия Лях
Миссия невыполнима: Нация изгоев (Mission: Impossible – Rogue Nation)
2015 год, США
Продюсеры: Джей Джей Абрамс, Брайан Берк, Том Круз
Режиссер: Кристофер МакКуорри
Сценарий: Кристофер МакКуорри, Брюс Геллер, Дрю Пирс
В ролях: Том Круз, Саймон Пегг, Ребекка Фергюсон, Джереми Реннер, Алек Болдуин, Винг Реймз, Шон Харрис
Оператор: Роберт Элсвит
Композитор: Джо Крэймер
Длительность: 131 минута / 02:11