В середине 1980-х Аль Пачино приостановил свою карьеру в кино, сосредоточившись на работе в театре. После провала фильма «Революция» он не снимался четыре года. Как вспоминал в одном из интервью сам актер, из добровольной ссылки его вытащила Дайан Китон, с которой они на тот момент жили вместе. Она обратилась к нему с мотивационной речью, а заодно дала почитать сценарий «Море любви». «Этот фильм, как принято говорить, “отреставрировал” мою карьеру», — признался Аль Пачино.
В Нью-Йорке действует серийный убийца, охотящийся на мужчин. Все жертвы обнаружены обнаженными в постели. Полиция приходит к выводу, что убийца – женщина. По их версии, она занимается сексом с мужчинами, а затем убивает их под песню «Sea of Love».
Использовать в фильмах фоном для зловещих событий веселую или романтическую ретро музыку – ход, с одной стороны, тривиальный, а с другой почти беспроигрышный. В «Море любви» одноименная песня попадает в цель. Она «залезает» в голову, во многом благодаря тому, что режиссер не злоупотребляет ее присутствием в картине.
Первая же сцена убийства дает зрителям важную информацию. Нет, мы не знаем, кто убийца, но впоследствии понимаем, что одна из догадок полиции – ложная или, как минимум, не соответствует действительности. Это преимущество здорово вовлекает. Просто следить за расследованием серии убийств и постоянно держать в голове неизвестный полиции факт – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И хотя основную интригу в фильме тяжело отнести к первому сорту, к чести сценариста и режиссера, они не бросили ее на произвол судьбы. Они работают с ней на протяжении всего фильма и добиваются неплохого результата.
Впрочем, все могло быть тщетно, если бы не актеры. Аль Пачино создал образ крайне далекий от Майкла Корлеоне. Его персонаж – Фрэнк Келлер – полицейский с двадцатилетним стажем, которого бросила жена, и которого нагнал кризис среднего возраста. Он страдает от бессонницы, выпивает и задирает напарника, к которому и ушла его бывшая супруга. Фрэнк Келлер – человек, который догорает на своей работе.
Смотрите легально на MEGOGO
Отголоски проблем в личной жизни догоняют его и в ходе расследования. И без того надломленный уходом жены Келлер получает настоящую взбучку, после того как он, выдавая себя за книжного издателя, проводит ряд свиданий с одинокими женщинами. Интересная, но уже увядающая дама проявляет к нему интерес, но по ряду причин понимает, что он не перезвонит ей, о чем прямо заявляет. Он видит, что обидел человека и ему неловко, стыдно. Следующая женщина буквально выплевывает ему в лицо, что он полицейский (как ее бывший муж): «Если вы издатель, то у меня между ног член». И, наконец, героиня Эллен Баркин, которая скучающим тоном заявляет, что Фрэнк не в ее вкусе. Есть от чего поплыть даже человеку, твердо стоящему на ногах.
Аль Пачино и Эллен Баркин удалось передать состояние людей, прошедших через браки и разочаровавшихся, но не отчаявшихся. Ими движет страсть, но их сдерживает страх ошибиться вновь. Все эти противоречия отыграны тщательно и реалистично. Как и преображение, которое происходит с героями, после того как они проводят ночь вместе и понимают: то, что произошло между ними – не только хороший секс.
Сценарий хорошо сбалансирован. Скабрезные шутки («Я возьму ее отпечатки»/«Что, член в лабораторию отправишь?») не перевешивают тонкие и трогательные моменты («Джина, наверное, вам лучше снять эти шарики»/«Боюсь, я тогда упаду»). Все очень к месту, вроде персонажа Джона Гудмена. На контрасте с другими героями – это веселый позитивный человек, у которого все хорошо. Его присутствие добавляет фильму оптимизм в необходимых дозах.
Вопрос может вызвать финал картины. Не по своей сути, а по темпу или решению. С другой стороны, если при бюджете в 19 миллионов долларов фильм собрал 110,9 миллионов долларов, то зрителей все устроило. Опять же, закрыть картину версией «Sea of Love» от Тома Уэйтса – дьявольски сильный ход.
Данил Кравченко
Море любви (Sea Of Love)
1989 год, США
Продюсеры: Мартин Брегман, Луис А. Столлер
Режиссер: Харолд Беккер
Сценарий: Ричард Прайс
В ролях: Аль Пачино, Эллен Баркин, Джон Гудмен, Майкл Рукер, Ричард Дженкинс, Уильям Хикки
Оператор: Ронни Тейлор
Композиторы: Тревор Джонс
Длительность: 112 минут/ 01:52