Ужасы – тот редкий жанр, который в руках умелого режиссера может обойтись в копейки и при этом выполнить свою главную художественную задачу на все сто процентов, то есть напугать до потери пульса и как минимум одного спокойного сна. А если вдобавок фильм насыщен социальным, политическим, философским или каким-нибудь другим подтекстом – ему прямая дорога на маленькие непретенциозные фестивали (хотя в целом высоколобые критики «низкий» жанр не жалуют). Так, литовский хоррор «Мужчина в оранжевом жилете», снятый начинающим армянским постановщиком за сорок тысяч евро, попал в программу украинского фестиваля молодого кино под названием «Преступление и страсть», который прошел в Киеве, Одессе и Виннице с 10 по 16 декабря.
Сразу стоит предупредить, что, решаясь на просмотр подобного, необходимо помнить две вещи: первая – это артхаус; вторая – это полупрофессиональный артхаус, уже преодолевший любительский уровень, но еще не добравшийся до отметки зрелого, полноценного кино.
Владелец крупной портовой компании в связи с экономическим кризисом проводит массовое сокращение на фирме, лишая тем самым сотни простых рабочих семей средств к существованию. Не то чтобы он не был огорчен случившимся, но тем не менее на днях собирается вылетать на отдых в Италию вместе с молодой красавицей-женой. Не тут-то было. В дом проникает мужчина, один из тех бедолаг, что были хладнокровно уволены, и так же хладнокровно расправляется с супругами. На мужчине – оранжевый жилет портового работника…
В большинстве сюжетов маньяки – образцовые доказательства основных положений фрейдизма; несчастные социопаты, пережившие детскую психологическую травму, связанную, как водится, с отцом или матерью. В крайнем случае – жертвы безответной любви или едких насмешек. Такой шаблон работает почти безотказно, но превращает серийного убийцу в универсального солдата, лишенного индивидуальности и личных мотивов. Куда любопытнее псих, слетевший с катушек по причине самой что ни на есть приземленной, бытовой, прозаичной – безработицы. Тем более сейчас и тем более в нашей стране эта тема как никогда актуальна.
Мечта каждого бедняка – оказаться на месте богатого, любой подчиненный представляет себя в кресле начальника. Но если становишься тем, кто запивает дорогущим вином приказ о лишении кого-нибудь куска хлеба, будь готов, что однажды и к тебе нагрянет фантомный народный мститель с сундучком инструментов, пролетарий-каратель в оранжевом жилете (кстати, есть такой постсоветский документальный фильм «Оранжевые жилеты»). Причем даже в том случае, если этот каратель – ты сам.
Смотрите легально на MEGOGO
Американский мистический триллер «Оно» тоже 2014 года выпуска аналогично скрестил ужасы с социалкой, показав угрозу СПИДа и венерических инфекций в виде сверхъестественной заразы, передающейся половым путем и преследующей инфицированную жертву до тех пор, пока та не передаст эстафету следующему. Критики оценили картину очень высоко.
«М. О. Ж.» – действие в четырех актах, разворачивающееся в белоснежной резиденции, эдакой девственной обители элитного неприкосновенного существования, в которую не ступала нога замурзанного плебея, обутая в грубый грязный сапог. Именно там на главного героя в течение часа пытается напасть убийца с долотом. Естественно, в какой-то момент белоснежные покои заливаются кровью.
«Мужчина в оранжевом жилете» – история одного маньяка, заигравшегося и запутавшегося в собственном естестве, надежно подкрепленная злободневной социальной подоплекой. Происходящее на экране напоминает кошку, круг за кругом бегающую за собственным хвостом. Герой тщетно намеревается укрыться за десятком дверей, каждую распахивая и запахивая с каким-то бессмысленным цикличным надрывным усердием, в итоге к своему ужасу обнаруживая, что ни одна из дверей не заперта. Это не столько «преступление и страсть», сколько классическое «преступление и наказание», причем для всех без исключения участников замкнутого процесса.
Анастасия Лях
М. О. Ж. (Мужчина в оранжевом жилете, M. O. J.)
2014 год, Латвия
Продюсер: Роберт Виновскис
Режиссер: Айк Карапетян
Сценарий: Айк Карапетян
В ролях: Максим Лазарев, Арис Розенталс, Анта Айзупе
Оператор: Янис Эглитис
Длительность: 71 минута/ 01:11