На «старости лет» положительный Рассел Кроу (даже в вестерне «Поезд на Юму» он сыграл удивительно благородного бандита, отправившегося в тюрьму ради того, чтобы сын фермера смог гордиться отцом; а в мюзикле «Отверженные» его инспектор Жавер лишь рьяно выполнял свой долг: ловил беглого каторжника) целиком переключился на подчеркнуто, утрированно отрицательные роли. Не суперзлодеев, нет, но персонажей аморальных, беспринципных, жестоких, самодовольных, отвратительных и омерзительных (мини-сериал «Самый громкий голос», вестерн «Правдивая история банды Келли»), и наконец даже одержимых маньяков (триллер «Неистовый»).
Этот новый фильм с участием звезды «Гладиатора», который ради роли превратился в обрюзглого, потеющего здоровяка с одышкой, начинается сценой, в которой герой Кроу, лицо которого обезображено гримасой неудержимого гнева, яростно (и впрямь неистово) врывается в чей-то дом, в мясо забивает его владельцев, а затем поджигает. Далее на экране появляются псевдодокументальные телерепортажи о том, что взаимная агрессия между водителями на дорогах постоянно растет, общество все больше погружается в хронический стресс, который приводит к выплескам ненависти, остервенения, бешенства на шоссе. То есть зритель окунается в якобы недалекое будущее (без фантастических элементов) или антиутопическую альтернативную реальность вроде «Судной ночи», где количество автомобилей перевалило за все лимиты, пробки на дорогах стали ежедневной и ежечасной нормой, а «культура вождения» трансформировалась в концентрированный сгусток враждебности, нетерпимости, злобы и садизма. И полиция перестала справляться со своими обязанностями.
Такое вот «будущее», на крошечный шажочек дистанцированное от дня сегодняшнего.
Протагонистом сюжета выступает молодая мать мальчика-подростка, которая пребывает в процессе развода и раздела имущества с бывшим, работает парикмахершей и ездит на стареньком, сильно подуставшем вольво-универсале 90-х годов. Страдающая хронической непунктуальностью героиня в очередной раз просыпает и свою работу, и школьные занятия сына, и теперь они вынуждены «мчать» и нервничать по увязшему в нескончаемом заторе шоссе. И там, на суровой американской дороге ультрастрессового социума, им встречается он, Рассел Кроу, персонаж без бэкграунда, без собственной истории, символически олицетворяющий беспричинный, гиперболизированный концентрат раздраженности и гнева на автострадах. На светофоре его форд-пикап не сдвигается с места на зеленый, и стоящая сзади, сильно опаздывающая водительница вольво начинает сердито и лихорадочно сигналить, после чего объезжает и выскакивает на уже успевший переключиться красный свет. Этот невежливый, хоть и вполне обоснованный маневр будет стоить ей одного «очень плохого» дня и нескольких жизней случайных, невольных участников этого конфликта.
Название картины (в украинском прокате «Безжалостный») с оригинального «Unhinged» дословно переводится как «выбитый из колеи», «вышедший из равновесия», «вышедший из себя». Поначалу лента Деррика Борте (режиссера, известного в первую очередь по комедии «Семейка Джонсов», в которой снялись Деми Мур, Дэвид Духовны и Эмбер Херд) напоминает «беловоротничковый» драматический боевик 1993 года «С меня хватит!», где Майкл Дуглас сыграл на первый взгляд вполне приличного, добропорядочного гражданина, внезапно пускающегося в череду насилия: он стремится добраться до дома бывшей жены, чтобы поздравить дочь с днем рождения, но сперва застревает в заторе, а после, решив идти пешком, сталкивается с раздражителями, одним за другим, наслаивающими его агрессию как снежный ком.
Смотрите легально на MEGOGO
Затем «Неистовый» вызывает стойкие ассоциации с «Дуэлью» Спилберга: роуд-триллером 1971 года, где на бесконечно длинной автомагистрали через одну из американских пустынь хрупкая легковушка становится мишенью разъяренного бензовоза, за рулем которого сидит невидимый, но явно озверелый водитель, олицетворяющий эдакий злой рок, неумолимо нависший и преследующий протагониста.
Но в отличие от персонажа Дугласа, ярость и поступки которого можно было понять и примерить его ситуацию на себя, герой Рассела Кроу оказывается не просто слетевшим с катушек «нормальным гражданином», но натуральным социопатом, маньяком, психом и садистом, получающим удовольствие от причиняемого изуверства. В отличие от антагониста «Дуэли», который не принимает форму конкретного, зримого преследователя, и оттого выглядит куда более зловеще и наводит куда больше ужаса, гонитель из темно-серого пикапа в итоге скатывается в заурядного фанатика-мучителя, делающего больно и получающего кайф. Однако из череды других одержимых маньяков его все же вычленяет тот факт, что он находится в шкуре Рассела Кроу, а видеть, как Рассел Кроу разбивает головы голыми руками, как минимум красочно и непривычно.
Можно, конечно, упрекнуть сценарий в неубедительности и условности: полиция здесь выставлена феерически беспомощной, героиня грешит глупыми решениями, а само противостояние местами надуманно и слишком кинематографично (парикмахерша, рабочие ножницы которой, навязчиво продемонстрированные в начальной сцене, предсказуемо «выстреливают» в заключительном акте, как чеховское ружье, упрямо продолжает ехать там, где логично было бы выйти из машины и обратиться за помощью, и произносит капитаночевидную фразу «нужно идти в полицию» лишь во второй половине фильма). Но технические огрехи компенсируются умной, интересной, актуальной и редко затрагиваемой на экране темой: агрессия на дорогах действительно становится глобальной проблемой, едва ли не каждый из нас сталкивается с ней каждый божий день, но никто не задумывается, в какую катастрофу она может вылиться, потому что вроде как есть социальные проблемы поважнее и понеотложнее.
Неслучайно главная героиня просыпает свою работу в начале ленты. «О да, я проснулась, я наконец проснулась!» – произносит она в финале, подразумевая не буквальное, но психологическое пробуждение. Общество погрязло в стрессе и депрессии. Одни, инфицированные меланхолией и фрустрацией, прячутся от реальности под одеялами. Другие, инфицированные ненавистью и озлобленностью, наоборот, выходят из дома лишь для того, чтобы встрять в стычку и выпустить пар. Первым необходима встряска. Вторым – успокоительное. Вот так и живем.
Анастасия Лях
Неистовый (Unhinged)
2020 год, США
Продюсеры: Лиза Эллзи, Марк Гилл, Эндрю Ганн
Режиссер: Деррик Борте
Сценарий: Карл Эллсуорт
В ролях: Рассел Кроу, Карен Писториус, Джимми Симпсон, Гэбриел Бейтман, Майкл Пападжон, Энн Мари Лейтон, Остин П. МакКензи
Оператор: Брендан Гэлвин
Композитор: Дэвид Бакли
Длительность: 91 минута/ 01:31