Этот фильм вполне мог бы снять Гай Ричи, совместив свое ранее чисто английское творчество с винтажным шармом относительно недавних «Агентов А.Н.К.Л.». Или кто-нибудь из братьев-ирландцев МакДона, которые впитали черный криминальный юмор вместе с молоком матери и теперь щедро делятся им с общественностью, поочередно выдавая лучшие образцы жанра. Но, скорее всего, ни первый, ни вторые не смогли бы ограничиться столь тесной, почти театральной, формой, которую выбрал для криминально-комедийного экшена загадочный британец Бен Уитли, на редкость смелый, рисковый экспериментатор и не слишком-то злобный циник, обожающий сдерживать колоритных и эксцентричных героев, типов преимущественно совсем аморальных, тисками замкнутого пространства. Будь то бетонный небоскреб в антиутопии «Высотка», изобличающий прогнившую соцмодель человечества в миниатюре, или же заброшенный заводской склад в «Перестрелке», ставший большой братской могилой для незадачливых и бестолковых преступных элементов. И еще больше обожающий моду 70-х.
Действие разворачивается в Америке, где члены Ирландской республиканской армии собираются провернуть подпольную сделку по закупке оружия, а именно приобрести несколько десятков автоматических винтовок у южноафриканских торговцев. Место встречи – заброшенный производственный склад. В посредниках у них – женщина и красавчик. И все вроде бы идет неплохо, и даже «не тот, который заказывали» калибр винтовок не нарушает договоренность. Но тут выясняется, что некоторые третьестепенные участники сделки познакомились друг с другом еще вчера. Причем еще вчера успели стать заклятыми врагами: чья-то сестра кому-то не отсосала в баре, тот хлопнул ее бутылкой по голове, и пошло-поехало. И вот, узнав друг друга на встрече, задиры возобновляют свою потасовку. Слово за слово – и открывается стрельба, которая уже не утихнет до самых финальных титров.
«Free Fire» – дословно переводится как «Открытый огонь» или «Огонь без предупреждения». Бен Уитли на наших глазах создает новый формат – экшен с одной почти полуторачасовой и практически беспрерывной перестрелкой, разворачивающейся на одной-единственной арене, закрытой со всех сторон. Используя при этом лишь тот реквизит, что доступен в рамках выбранной локации. То есть «Free Fire» вполне мог бы стать театральным спектаклем (благо, для этого в репликах предостаточно остроумия, на персонажах хватает грима и париков, а актеры достаточно хороши, чтобы не мешать друг другу на маленькой сцене). На подмостках звучали бы холостые выстрелы, а зрителям последних рядов партера пришлось бы приподниматься, чтоб разглядеть ползущих по полу раненых. Такую строгую театральность в прокатном боевике не удавалось создать даже самому Тарантино в «Бешеных псах» и «Омерзительной восьмерке».
Про ползущих стоит сказать отдельно. Половина действия здесь происходит в прямом смысле ползком. Однако Уитли превращает, казалось бы, нескладное и монотонное волочение конечностей в захватывающие преследование и преодоление препятствий. Как скажет один из героев, вернее антигероев, «переход через Альпы».
Типы на складе оказываются не только круглыми гадами, но и круглыми идиотами. Половина толком не умеет стрелять, южноафриканский авторитет в лице Шарлто Копли облачается в картонные доспехи, чтобы «зараза на раны не попала», снайперы жалуются, что «на фрилансе работать хреново», а Арми Хаммер, он же красавчик-посредник, под фейерверком пуль поглядывает в автомобильное зеркало и поправляет прическу. И только герой Киллиана Мерфи, лидер ИРА, сохраняет относительные трезвость и адекватность.
Смотрите легально на MEGOGO
«Cherchez la femme», – говорят французы. Героиня Бри Ларсон – единственная женщина в этом бедламе. И к ее темной персоне как-то сразу хочется пристально присмотреться. Не зря ведь режиссер застегивает эту мадам на все пуговицы, то есть так плотно наматывает шелковый шарф, что не видать на груди и шее никакого просвета. Люди в наглухо закрытой одежде непременно что-то скрывают. К тому же очень недальновидно в самом начале сделки говорить вслух и в лицо женщине, что она потолстела. Это может не на шутку ее разозлить.
В определенный момент «Перестрелка» превращается в едва ли не театр абсурда. И тогда уже в ход идут один зомби и один навязчиво названивающий кнопочный стационарный телефон.
Анастасия Лях
Перестрелка (Free Fire)
2016 год, Великобритания/ Франция
Продюсеры: Рено Антониадес, Майкл С. Констебл, Лиззи Франке
Режиссер: Бен Уитли
Сценарий: Эми Джамп, Бен Уитли
В ролях: Бри Ларсон, Киллиан Мёрфи, Арми Хаммер, Шарлто Копли, Бабу Сизей, Ноа Тейлор, Джек Рейнор, Энцо Чиленти, Сэм Райли, Майкл Смайли
Оператор: Лори Роуз
Композиторы: Джофф Барроу, Бен Салисбери
Длительность: 90 минут/ 01:30