kinowar.com

Пила: Спираль (Spiral: From the Book of Saw)

Зачекайте, будь ласка...

Новая «Пила», которую можно назвать и сиквелом, и перезапуском франшизы одновременно, абсолютно оправдывает свое название (и сюжет, и композиция действительно выстроены и движутся по спирали, помимо буквальной отсылки к спиральной пиле и идейной символике Джона «Конструктора» Крамера); является не просто хоррором, смакующим кровожадность затейливых садистских ловушек, но в первую очередь классическим полицейским детективом с пошаговым расследованием цепочки преступлений (пусть и не самого высокого качества и интеллекта); в качестве оммажа оригинальному фильму, вышедшему в 2004 году, предлагает ржавую ножовку в кульминации и финальный твист (пусть и разочаровывающе предсказуемый); имеет политический актуальный окрас, что для данной серии фильмов неожиданно, ново, свежо и, главное, не оставляет «Пилу» за рамками современного наболевшего социального и морально-этического дискурса, но наоборот, всецело ее в него включает.

Словом, «Спираль» определенно стоит зрительского внимания и с довольно любопытного ракурса (пусть и подчас неуклюжими движениями) пересматривает и перезагружает устоявшиеся и чуть устаревшие каноны долгоиграющего цикла ужасов о серийном маньяке, что не просто предлагает жертвам философски задуматься о ценности и цене их собственной жизни, но устанавливает конкретный ценник.

Действие разворачивается после событий восьмого фильма. Теперь Джон Крамер (вычурный псих-изувер-каратель с раковой опухолью в мозгу) по-настоящему, окончательно и бесповоротно мертв. Но появляется его подражатель или последователь, личность которого, естественно, не раскрывается. Причем у виктимологических принципов этого адепта (не эпигона) есть особенность: он ловит в свои ловушки не просто грешников, но исключительно копов. Плохих копов. Грязных копов. Продажных копов. Сумасбродных копов, превышающих полномочия, упивающихся властью, произволом и этнической ненавистью.

Нет, «Спираль» не про расизм как таковой. То есть не откровенно про расизм. Но главный герой в исполнении Криса Рока (комика, который заявил об эволюции своего амплуа одновременно и на телевидении, сыграв в четвертом сезоне сериала «Фарго», и в кино, сыграв в ребуте «Пилы») – неслучайно черный полицейский, ненавидимый белыми коллегами, пусть и не за цвет кожи, а за то, что несколько лет назад, еще когда управление возглавлял его теперь уже вышедший на пенсию отец (Сэмюэл Л. Джексон), сдал своего напарника (белого), застрелившего свидетеля (цветного, итальянского иммигранта), и тот надолго сел за решетку. Теперь «предателя» всячески травят и демонстративно не воспринимают как старшего по делу о новоиспеченном маньяке. Кроме зеленого новичка (Макс Мингелла из «Рассказа служанки»), только прибывшего в отдел и попавшего к изгою под шефство.

Персонаж Криса Рока – дерзкий, грубый, циничный, озлобленный, но, ясное дело, этим самым и обаятельный. Он озверелый не только из-за постоянного дискомфорта, вызванного неприязнью и желчью коллег, но и из-за текущего бракоразводного процесса. Он уважает своего отставного копа-отца, слушает женщину-начальницу и твердо уверен, что тогда, несколько лет назад, поступил правильно и по совести. И имя его Зик полностью звучит как Эзикиел, что является явной отсылкой к библейскому пророку Иезекиилу, имя которого с иврита переводится как «бог укрепит». То есть бог укрепит уверенность в правоте. При этом речь вовсе не идет о том, что плохой коп – это обязательно белый коп. Речь идет о том, что плохой коп – это плохой коп, или же коп, прикрывающий плохого копа, закрывающий глаза на беспредел плохого копа.

Смотрите легально на MEGOGO

Вместо чревовещательной куклы Билли на велосипеде в «Спирали» появляются маска и кукла свиньи. В Америке для обозначения гнилой натуры полицейских используют оскорбление «свинья» по аналогии с тем, как, к примеру, на постсоветском пространстве милицию/полицию обзывают «мусором». А размышления маньяка Пилы (который на этот раз конструкциями своих ловушек остроумно и символично обыгрывает связанные с нравственной нечистоплотностью фразеологизмы и метафоры вроде «покрывать» и «переводить стрелки») о цене жизни ненавязчиво ассоциируются с движением Black Lives Matter («Жизни черных важны»), направленном против полицейского насилия и своеволия (например, против спуска курка в ответ на неприличный жест).

Спираль – фигура, которая по сути своей не имеет конца (может продолжаться до бесконечности), но имеет начало. И именно в девятом фильме серии природа этой математической кривой истолковывается наиболее полным и адекватным образом. Тут это и философский символ жизненной силы, и метка цикличности, и буквальная схема очищения общества, и наконец устройство самой франшизы, которая однажды началась и теперь готова длиться, длиться, длиться нескончаемо.

Анастасия Лях

Пила: Спираль (Spiral: From the Book of Saw)

2021 год, США

Продюсеры: Орен Каулз, Марк Бург

Режиссер: Даррен Линн Боусман

Сценарий: Джош Столберг, Пит Голдфингер

В ролях: Крис Рок, Сэмюэл Л. Джексон, Макс Мингелла, Марисоль Николс, Зои Палмер

Оператор: Джордан Орам

Композитор: Чарли Клоузер

Длительность: 93 минуты/ 01:33

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі