Голливудские кинокритики в конце прошлого года назвали Кристен Стюарт актрисой десятилетия. Что ж, звезда пресловутых «Сумерек», которая когда-то была уныло однообразной и однообразно унылой, действительно доказала, что способна быть разной и по-разному притягательной на экране: умной и легкомысленной, мужественной и женственной, ожидаемо холодной и неожиданно теплой. И что проекты она выбирает тоже разные, но всегда заслуживающие внимания.
И вот, срезав под мальчика волосы, она предстала в образе опальной американской актрисы 60-х Джин Сиберг, которая по приказу самого Гувера стала объектом пристального слежения и преследования со стороны ФБР после того, как открыто присоединилась к движению за права чернокожих и проспонсировала деятельность «черных пантер».
Примечательно, что Сиберг никогда не была популярной в Голливуде настолько же, насколько она была популярна в Европе и во Франции в частности, где снималась у Жан-Люка Годара и Клода Шаброля. Когда режиссерский дебют Годара «На последнем дыхании» с участием Сиберг и Бельмондо стал символом начала французской новой волны, то и американка, в которой отчего-то сразу было очень мало американского, стала ассоциироваться с нахальным и смелым французским переворотом канонов мирового кинематографа.
Ошибочно Сиберг подумала, что и на родине, сильно отличающейся от свободомыслящей, раскованной во всех отношениях, незашоренной Франции, ее смелость будет встречена аплодисментами. Причем смелость не только экранная (роль Жанны д’Арк оставила на теле актрисы буквальные шрамы, не говоря о фигуральных в душе), но политическая.
И, конечно же, неслучайно роль американской актрисы, нашедшей признание во Франции, досталась именно Стюарт, которая в Голливуде никогда не получала престижных наград (не номинировалась ни на «Оскар», ни на «Золотой глобус»), но во Франции благодаря сотрудничеству с режиссером Оливье Ассайасом номинировалась на статуэтку Канн за игру в «Персональном покупателе» и удостоилась «Сезара» за игру в «Зильс-Мария». Причем Стюарт стала первой и пока что единственной американкой, получившей национальную французскую кинопремию.
Смотрите легально на MEGOGO
За Кристен Стюарт закрепился образ подростка, максимум девушки, но не зрелой женщины, несмотря на то что актрисе уже почти тридцать лет. И это тинейджерское чуточку агрессивное, хулиганское или брутальное, или хипстерское, или интровертное амплуа она попыталась разрушить ролью Джин Сиберг. Не потому, что оголилась в нескольких постельных сценах, а потому, что впервые предстала женственной взрослой женщиной, женой и матерью. И стоит признать, что диссонанса не произошло (хотя длинный округлый маникюр ей совсем не идет). Но в то же время чувствуется, что Стюарт не испытывает комфорта в этой непривычной для нее оболочке и уж точно не сроднилась с новым примеренным кинообразом.
Критики поругали фильм Бенедикта Эндрюса (австралийского постановщика, снявшего провокационную психологическую драму «Уна» с Руни Марой) за поверхностность освещения трагической судьбы Сиберг и упрощенчество в раскрытии ее личности. И поругали справедливо. С одной стороны. С другой же – байопик о Джин Сиберг на деле оказался историей совсем другого персонажа, которая проступает сквозь призму истории гонения Сиберг. И неожиданно оказывается, что центральная партия здесь не у Кристен Стюарт, а у Джека О’Коннелла, сыгравшего заурядного фэбээровца, молодого идеалиста на службе у идеализированного правительства, который искренне верит в Капитана Америку, в сакральность и абсолют американской демократии, но в итоге упирается лбом в самодурство своей «идеальной» страны и решается сделать собственный нравственный выбор.
И наблюдать за его поэтапной метаморфозой и эволюцией, с момента символичного всматривания в лица темнокожих девиц, без задней мысли подошедших к фургону слежения с тонированными стеклами, чтобы банально накрасить губы, до непосредственной встречи лицом к лицу с «врагом государства», в которой агент увидел всего-навсего притягательную, но сломленную женщину, интереснее, чем за формальностью трагедии условно главной героини. И да, лента Эндрюса наравне с «Ричардом Джуэллом» Клинта Иствуда напоминает, что нетерпимость и несправедливость помимо черных, геев и евреев иногда затрагивает белых и даже знаменитых.
Анастасия Лях
Против всех врагов (Seberg)
2019 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Марина Актон, Фред Бергер, Кейт Гарвуд, Стивен Хопкинс, Брайан Кавано-Джонс, Брэдли Пилз, Алан Ритчсон
Режиссер: Бенедикт Эндрюс
Сценарий: Джо Шрапнель, Анна Уотерхаус
В ролях: Кристен Стюарт, Джек О’Коннелл, Энтони Маки, Маргарет Куэлли, Колм Мини, Зази Битц, Винс Вон
Оператор: Рэйчел Моррисон
Композитор: Джед Курзель
Длительность: 102 минуты/ 01:42