Праздничные (да и будничные тоже) альманахи о любви (или псевдо-альманахи, где новеллы сняты одним режиссером и тесно переплетены между собой) – такой отдельный специфический жанр, представители которого в большинстве своем являют плохое кино, но неизменно радуют рядового неприхотливого зрителя. «День Святого Валентина», «Старый Новый год», «Нью-Йорк, я люблю тебя»… – все это более чем слабенькие проекты, пытающиеся выдать штамп за позитив и отсутствие истории за историю. Не говоря уже о российских «Елках» и «Мамах».
Но в то же время есть «Реальная любовь» и совершенно особенный «Париж, я люблю тебя». И даже в российском кино имеется исключение в виде «Любви с акцентом».
Испанская «Рождественская ночь в Барселоне» (хотя герои одной из новелл проводят эту самую ночь в Мадриде) лавирует между культовой романтической комедией Ричарда Кертиса и европейским неанглоязычным кино. Минус в том, что фильм совсем не создает праздничное настроение и даже не передает вкусы и запахи Барселоны, расстилая перед зрителем самую обыкновенную прозаичную ночь с пустой автострадой, безлюдными подворотнями, киосками с шаурмой, бродягами и уставшими и злыми девушками на ресепшне (у Вуди Аллена в известном фильме Барселоны было значительно больше). При этом плюс картины, как ни парадоксально, в том же, в чем и минус: авторы не навязывают публике праздник искусственно, не бьют ее по голове воздушными шариками, не тычут в глаз бенгальские огни с криком «веселись!».
В оригинальном названии ленты даже нет слова «Рождество». Barcelona, nit d’hivern – с каталонского переводится как «Барселона, зимняя ночь». Обычная зимняя ночь. И правда ведь, из года в год мы ждем от новогодней ночи каких-то свершений или как минимум «обыкновенного чуда», но проходит она по одному и тому же закостенелому плану: стол, оливье, «Ирония судьбы», речь президента, череда дурацких «голубых огоньков», десерт – и баиньки, хотя на часах от силы часа два.
В испанской картине «свершения», конечно же, есть: кто-то ищет секс, а находит любовь; другие ищут секс, и находят секс; а у кого-то уже все это есть, и нужно просто не потерять. В одной из историй парень говорит как раз о «Реальной любви», всячески расхваливая британский ромком. И логично предположить, что это мнение и авторов фильма, которые явно намереваются следовать любимому образцу. Так, например, новелле о рыжем Колине, «боге секса», отправившемся покорять раскрепощенных девиц штата Висконсин, соответствует рассказ о двух друзьях, которым под елочку прикатилась амур де труа. А романтическую историю застенчивых дублеров постельных сцен можно сопоставить с приключением Оскара (и имя ведь подходящее, голливудское), который вопреки своей влюбчивой и ранимой натуре искал в рождественскую ночь чисто физической близости, тщетно изображая мачо, но нашел, как водится, искреннюю симпатию.
Смотрите легально на MEGOGO
Вообще физиологии здесь куда больше, чем романтики. И возможно, оно и верно. И честно. Европейцы вообще в этом плане традиционно фривольнее американцев (пусть это и испанцы, а не французы). Довольно сложно представить голливудский новогодний продукт, предлагающий сцену семейного спора за праздничным столом по поводу внезапно открывшейся нетрадиционной ориентации восьмидесятилетней бабули, причем с употреблением слова «куннилингус» и характерным жестом языка. И при этом всем не скатывающийся в пошлость.
В обычную зимнюю барселонскую ночь чудо, безусловно, произойти может. Но далеко не факт, что оно обернется счастьем. Помните героиню Лоры Линни в «Реальной любви», которая была без памяти влюблена в таинственного дизайнера Карла, о чем знала вся редакция, включая самого Карла? Мечта ее, казалось бы, сбылась, почти, вот только объект мечтаний оказался не тем человеком. Суровая правда жизни и человеческих слабостей. Точно так же герой, двадцать лет ищущий одну женщину, не застрахован от разочарования встречи: в кино она непременно бросится на шею, в реальности же окажется замужем и с четырьмя детьми, в хорошем кино останется где-то посередине, между безрассудным порывом вскочить и побежать и взвешенным решением ничего не менять.
Собственно, в эту обычную зимнюю ночь практически все остаются при своем: парень, облажавшийся с образом мачо, так и остается романтиком; бабушки-лесбиянки – бабушками-лесбиянками; мужчина, переживающий развод, не встречает в каком-нибудь нелепом месте новую суженую, а гордо прогуливается вдвоем с любимой собакой; беременная незамужняя, потенциальная мать-одиночка, тоже не находит в акушере единственного и неповторимого. Наступает рассвет, и с ним еще один обычный зимний день.
Анастасия Лях
Рождественская ночь в Барселоне (Barcelona, nit d’hivern)
2015 год, Испания
Продюсеры: Бернат Саумелл, Альберто Аранда, Тони Карризоса
Режиссер: Дани де ла Орден
Сценарий: Даниель Гонсалес, Эрик Наварро, Эдуард Сола
В ролях: Виктория Луэнго, Айна Клотет, Алекс Маруни, Александра Хименес, Альберто Сан Хуан. Алекс Моннер, Абель Фольк, Берто Ромеро
Оператор: Рикард Каниеллас
Композитор: Жоан Дауза
Длительность: 102 минуты/ 01:42