Вслед за «Убийством в Восточном экспрессе» вышла еще одна экранизация детективных романов Агаты Кристи. На сей раз это «Скрюченный домишко» – обособленное произведение, в котором нет ни Эркюля Пуаро, ни мисс Марпл.
Стоит отметить, что в последние годы интерес кинематографистов к литературному наследию Кристи и к жизни самой писательницы снова возрос, хотя был период, когда ее детективы экранизировать перестали в силу, видимо, их чрезмерной общеизвестности и некоторой затасканности. Но поколения сменились, и теперь в кино ходят зрители, не читавшие «Десять негритят» и не видевшие советской постановки.
Так что британцы сняли мини-сериал «И никого не стало», а Голливуд по новой экранизировал «Убийство в Восточном экспрессе», тем самым положив начало циклу о расследованиях Пуаро на большом экране (следующей будет адаптация «Смерти на Ниле»). Помимо этого независимо друг от друга были анонсированы два байопика о жизни, творчестве, любви и загадочном исчезновении Агаты Кристи, на главные роли в которых рассматриваются Эмма Стоун и Алисия Викандер.
Но надо сказать, у постановки «Скрюченного домишки» в сравнении с выше названными произведениями есть явное преимущество. Это не настолько популярный роман (хотя сама Кристи называла его одним из своих любимейших), который к тому же ранее никто не экранизировал. Так что есть шанс, что большинство зрителей в зале будет оставаться в неведении, кто же убийца, до самого финала. А это в детективе, согласитесь, главное.
Итак, газеты пишут о кончине пожилого миллионера, у которого случился сердечный приступ. Мало того что богач был немолод, он к тому же страдал диабетом, так что смерть по естественным причинам более чем вероятна. Но молодая внучка погибшего, которая очень любила деда, подозревает, что кто-то из домочадцев вполне мог ускорить его смерть: слишком уж лакомым кусочком является внушительное наследство. И в первую очередь подозрения падают на новоиспеченную вторую жену скончавшегося, пышнотелую танцовщицу из Лас-Вегаса, которая наверняка из сугубо корыстных соображений выскочила замуж за старика-толстосума… Внучка, не доверяя полиции, обращается за помощью к молодому частному детективу Чарльзу Хейворду, с которым у нее некогда был страстный роман.
Смотрите легально на MEGOGO
В отличие от нарочито комичного и театрального «Убийства в Восточном экспрессе» Кеннета Браны «Скрюченный домишко», стопроцентно британский проект с головы до пят (несмотря на наличие американских актрис Клоуз, Андерсон и Хендрикс), – это кино довольно мрачное, готичное и зловещее, хотя юмору и эксцентрике здесь тоже однозначно есть место. И это кино по-английски неторопливое, флегматичное и статичное.
Чарльз Хейворд попадает в дом, в котором существует некая перекрученная, исковерканная реальность. Здесь напрочь отсутствуют любовь и доверие, а вместо них господствуют цинизм, эгоизм и самолюбование. Здесь каждый сосредоточен исключительно на себе, и никто не вызывает симпатии. Пожилая, но бойкая тетушка Эдит целыми днями отстреливает кротов на территории поместья. Взрослые, никуда не годные сыновья покойного – два недоразумения, типичные неудачники и нахлебники, ничего не добившиеся несмотря на преклонную плешь в волосах. Их супруги, невестки покойного, – две черноволосые хладнокровные статуэтки: одна нарциссическая и пропахшая алкоголем, другая расчетливая и хищная. Молодая вдова – передвигающаяся картина, которая влюблена сама в себя и, кажется, с тоской вспоминает прошлое, свободную жизнь американской танцовщицы, так как здесь она не выходит за пределы своей золотой клетки. Впечатление производит аппетитной глупой овечки, но вполне может оказаться волком в овечьей шкуре. Как, впрочем, и внучка София: ее демонстративная привязанность к деду вполне может быть хорошим прикрытием.
Хорошо здесь одно: большинство членов семьи не скрывают свое истинное нутро и отношение к покойному. Так, например, умный и замкнутый внук Юстас, переживающий классический рок-н-ролльно-депрессивный пубертатный период, открыто заявляет, что ненавидел деда, «чертового капиталиста». А не по годам смышленая и рассудительная внучка Жозефина, обладающая совсем не детским холодным и трезвым интеллектом, признается, что не любила и не скучает по дедушке, так как тот обозвал ее неуклюжей и запретил заниматься балетом, а ведь балет – ее хрупкая розовая мечта.
Правят бал здесь, безусловно, женские персонажи, которые настолько эффектны и выразительны, что мужчины на их фоне выглядят жалким беспомощным придатком, включая самого сыщика. Но чем больше делается режиссерский акцент на женском змеином гнезде и миллионном состоянии, тем больше кажется, что причиной убийства окажутся вовсе не деньги и что все эти феерично красивые и ледяные женщины – лишь завеса, способ обмануть, отвлечь зрительское внимание, скрыть суть и истину.
Если бы в 1940-е в полиции уже существовал отдел анализа поведения, спецы вроде тех, что в сериалах «Мыслить как преступник» и «Охотник за разумом», мигом бы составили психологические портреты всех членов семьи и мигом бы выяснили, кто больше всех подходит на роль преступника. Но во времена Агаты Кристи еще не было таких понятий, как «серийный убийца» и «социопат», а следовательно, официальным мотивом всех преступлений были деньги и страсть, страсть и деньги, на худой конец правосудие.
Анастасия Лях
Скрюченный домишко (Crooked House)
2017 год, Великобритания
Продюсеры: Джозеф Абрамс, Джеймс Спринг, Салли Вуд
Режиссер: Жиль Пакет-Бреннер
Сценарий: Джулиан Феллоуз, Жиль Пакет-Бреннер, Агата Кристи
В ролях: Макс Айронс, Гленн Клоуз, Джиллиан Андерсон, Кристина Хендрикс, Стефани Мартини, Хонор Нефсей, Аманда Аббингтон, Джулиан Сэндз, Кристиан МакКей, Теренс Стэмп
Оператор: Себастьян Уинтеро
Композитор: Хьюго де Шер
Длительность: 115 минут/ 01:55