Научная фантастика – это очень тонкая материя, которая часто не поддается режиссерам. В том смысле, чтобы найти баланс между зрелищностью и внутренним смысловым наполнением. Есть много фильмов о взаимоотношениях человека и машины, как о развитии, росте интеллекта “микропроцессорных подопечных” человека, так и, собственно, о конфликте в открытой форме.
Итак, в нашем случае мы имеем дело с некой антиутопией: Земля пострадала от жесткого излучения Солнца, в результате общая численность населения планеты упала до 21 миллиона человек,
а управляют жизнедеятельностью совместно с людьми их партнеры – роботы. Помогают во всем, от домашнего хозяйства до возведения защитных стен городов от радиоактивных пустынь.
Подчиняются они двум протоколам, заложенных в биоядро: не навреди человеку и не измени другого робота. Кстати, вспомним три закона роботехники Азимова:
- робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред
- робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону
- робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам
Страховщик – Жак Вокан – расследует случаи поломок роботов, и по долгу службы натыкается на случай “самовольного изменения” роботом самого себя, а потом встречается с данной ситуацией лично.
Первая часть фильма смотрится как лихо закрученный детектив, и мы уже ожидаем качественно новых притязаний машин, как это было показано в шедевральном анимешном объяснениии фильма Матрица – “Аниматрица”. Но вместо этого пускаемся – в прямом и переносном смыслах – блуждать по пустыне. В прямом – на пути роботов на их новую родину, в Радиоактивную Зону, а в переносном – по философским рассуждениям “где кончается машина и начинается разум, и для чего все это надо”.
Смотрите легально на MEGOGO
Драйв оборачивается неким затянутым роад-муви, которое не в состоянии оживить даже элементы вестерна с “плохими парнями” – агентами корпорации, пекущимися о том, чтобы случай не получил какой-либо огласки.
Что можно сказать как итог – это не фильм о восстании машин, он не оправдывает своего слогана «Ваше время подошло к концу. Наше только начинается». Однако в любом случае становится ясно, что жизнь для машин и людей не будет такой как прежде, поскольку все лежит у тех истоков, когда роботы стали незаменимыми спутниками человечества. Это фильм во многом о том, что если есть разум, то каков бы ни был смысл его предназначения, с ним надо жить, именно жить. Есть ли смысл в нем или нет смысла, он – навсегда, навсегда связан с телом человека или робота, в пределах того, что называется “нормальное функционирование”.
Об актерах – Антонио Бандерас блестяще играет человека, столкнувшегося с новым, неизведанным континентом разума; роботы тоже довольно убедительны; человеческие роли других артистов более-менее привычны.
Порекомендовать фильм как легкий отдых будет сложно, но посмотреть и убедится в бренности нашего бытия и всего приходящего и уходящего в этом мире – можно. Как этакое путешествие. Для философов.
Автор рецензии – Недзельницкий Андрей
Страховщик (Autómata)
Испания, Болгария, 2014 год
Продюсеры: Антонио Бандерас
Авэ Лернер
Дэнни Лернер
Лес Уэлдон
Дэвид Варод
Режиссер: Габе Ибаньес
Авторы сценария: Габе Ибаньес
Игорь Легаррета
Хавьер Санчес Донате
В ролях: Антонио Бандерас
Биргитта Йорт Сёренсен
Мелани Гриффит
Дилан Макдермотт
Дэвид Райалл
Роберт Форстер
Хавьер Бардем
Оператор: Алехандро Мартинес
Композитор: Сакариас М. де ла Рива
Длительность: 110 минут