Кинотеатр – тихое место. По крайней мере согласно своей первоначальной задумке. Вы приходите туда не только ради непосредственно фильма с увлекательным сюжетом, но ради особой атмосферы, которую не заполучить дома, с какой бы большой диагональю вы ни купили плазму. Это потом уже появились попкорн и кола, которые слегка нарушили магию хрустом и всасыванием газировки через трубочку. Сперва же были только темнота и тишина.
Именно к этому первичному формату попытался возвратить кинематографическое действо Джон Красински, сняв аллегорический драматический хоррор «Тихое место». Да, именно ужасы – низкий жанр, рассчитанный на широкую и преимущественно не отличающуюся вкусовыми изысками публику. Потому что на артхаусе соблюсти тишину куда проще: зрителям просто-напросто неловко и даже стыдно жевать, когда на экране разворачивается «высокое искусство», пусть даже плохое, но с претензией. Другое дело – незатейливый продукт массового назначения, где можно и чавкнуть, и бойкий комментарий отвесить вслух, и даже ответить на телефонный звонок, если позволит воспитание, а вернее его отсутствие.
Но Красински своим необычным режиссерским проектом заставил умолкнуть всех.
Действие фильма, который преданным поклонникам жанра наверняка напомнит прошлогодний хоррор с Джоэлом Эдгертоном «Оно приходит ночью», также затрагивающий постапокалиптическую тему возвращения к первобытному строю, разворачивается в мире после конца цивилизации. Монстры (которые неизвестно откуда взялись, и авторов подобные нюансы совершенно не волнуют) сожрали большую часть человечества. Они абсолютно слепы, лишены нюха, но обладают уникальным безупречным слухом, улавливающим малейший звук на огромном расстоянии. Поэтому единственный способ выжить – хранить тишину.
Что, собственно, и делают главные герои – супружеская пара с двумя детьми. Когда-то детей было трое, но самого младшего не уберегли. Теперь же женщина беременна, и задача мужа – дать нерожденному шанс на жизнь и защитить оставшуюся семью любой ценой. Они говорят с помощью жестов, ходят босиком, едят из лопухов руками, чтоб не греметь вилками и тарелками, и переживают маленькое интимное счастье, не взирая на обстоятельства, пытаются радоваться друг другу и не забывают об утрате. Сложности ситуации добавляет врожденная глухота старшей девочки, которая не слышит собственных звуков и может ненароком нарушить драгоценную тишь.
Смотрите легально на MEGOGO
И иногда они дают себе волю, крича во все горло под гул водопада. Потому что монстры не слышат громких звуков на фоне еще более громкого шума (Красински играет с публикой, которая замерла и боится шевельнуться: дает ей минуты свободы, когда на фоне криков героев не будет слышен шелест пакета с чипсами).
Есть, конечно, моменты, за которые можно упрекнуть сценаристов. Например, за сцену с погибшим ребенком: как родители, зная природу чудовищ, могли оставить малыша, который плелся за ними сзади, совсем без присмотра и упустить из виду игрушку на батарейках в его руке, воспроизводящую звук, подобный сирене? Или за эпизод с гвоздем, торчащим из деревянной лестницы: зацепив за него мешок, героиня Эмили Блант даже не попыталась выудить опасный предмет из ступеньки (вырвать плоскогубцами или хотя бы согнуть, чтоб не торчал), хотя очевидно же, что в следующий раз порваться может не мешок, а чья-то босая ступня, и крика тогда будет не избежать.
Но это все мелочи на фоне отличной общей концепции. Авторы всячески обыгрывают название своего произведения: самые напряженные сцены разворачиваются в местах, отличающихся особым отношением к тишине. Ванна – тихое место, потому что здесь мы всегда расслабляемся и здесь мы всегда один на один со своими мыслями. Зерносушилка, имитирующая пустыню с зыбучим песком, – место, которое засасывает прежде, чем успеваешь открыть рот и позвать на помощь.
Тихое место – это семья. Тихая гавань, если хотите. Собственно, фильм Джона Красински именно о семье. Поэтому на главную женскую роль он и позвал собственную жену, а партию мужа исполнил сам. Семья – то, ради чего можно и надо жертвовать собой, во имя жизни самых родных и любимых. Они – это те, кого понимаешь без слов и с кем хорошо в тишине и покое. Особенно в суетное современное время, когда мир вокруг стал чересчур громким.
Анастасия Лях
Тихое место (A Quiet Place)
2018 год, США
Продюсеры: Майкл Бэй, Брайан Вудс, Джон Красински, Скотт Бек, Эндрю Форм
Режиссер: Джон Красински
Сценарий: Брайан Вудс, Скотт Бек, Джон Красински
В ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Ноа Джуп, Милли Симмондс
Оператор: Шарлотта Брюус Кристенсен
Длительность: 95 минут/ 01:35