«На такое способно только животное», – почему-то говорим мы о зверствах, учиненных людьми, на которые животные совсем не способны. В первой сцене в кадре появляется коза, которую темнокожий парень на велосипеде везет привязанной к спине. Во второй сцене появляется собака. Дальше стадо овец и коров. Африканские шаманы верят, что счастье и богатство можно заполучить, задобрив духов жертвой. Но если хочешь очень много денег и очень много счастья, жертвоприношения одних только животных может оказаться мало, и духи потребуют человеческую жертву.
Лав-детектив с социальной подоплекой «Только животные», основанный на нуарном романе Колина Ньеля, украинские киноманы смогли посмотреть в рамках фестиваля «Вечера французского кино», из-за пандемии проходящего в этом году в онлайн-формате.
Действие параллельно разворачивается в заснеженной деревушке французских Альп и в жарком пыльном Абиджане, крупнейшем городе неимущей западноафриканской страны с красивым, обманчиво аристократичным французским названием Кот-д’Ивуар, бывшей французской колонии. Начинается история с размахом атмосферного детективного триллера об орудующем в горах маньяке. В разыгравшуюся снежную бурю бесследно исчезает богатая женщина (Валерия Бруни-Тедески играет труп). Ее машина брошена на обочине, а тела нигде нет. В первых же сценах авторы демонстрируют нам гипотетического социопата: грубого, звероподобного дикаря-отшельника, фермера-овцевода, у которого вроде как на лбу написано «я – серийный душегуб, похищающий женщин в холодной пустынной глуши».
К овцеводу наведывается женщина из социального страхования, которая неожиданно оказывается его любовницей, инициативной и навязчивой. «Помнишь, как ты сказал при первой нашей встрече, что умеешь общаться только со скотом и собакой?» – донимает влюбленным взглядом настойчивая и сексуально разгоряченная гостья. А фермер в свою очередь выглядит так, будто планирует прямо сейчас доказать, что его общение с женщинами носит специфический, паталогический характер.
В итоге «Только животные» оказывается не совсем тем фильмом, которым представляется с самого начала. Не тем триллером о фрейдистски каноническом маньяке вроде Нормана Бейтса, хотя у овцевода тоже умерла горячо любимая мать, и он долго просидел с разлагающимся трупом. «Только животные» – многоракурсная история разных граней любви и нелюбви, и удивительного, фатального стечения случайностей.
Смотрите легально на MEGOGO
Одна и та же история поочередно рассказывается с точки зрения пяти персонажей, каждый из которых напрямую или косвенно связан с убийством: женщины из страхования, овцевода, мужа женщины из страхования, жителя Абиджана, промышляющего интернет-мошенничеством, и милой белокурой официантки, которая выглядит как типичная добыча одержимого душителя. И если по ходу первой перспективы образовывается большой белоснежный пробел, то с каждым новым ракурсом пустошь заполняется все больше, пока под занавес не складывается цельная безпробельная картина.
К слову, овцевода сыграл Дэмиен Боннар из номинированного на иностранный «Оскар» криминального триллера «Отверженные», оригинально осовременившего одноименный роман Гюго. Мужа женщины из страхования – Дени Меноше из «По воле божьей» Франсуа Озона. Сценаристом и постановщиком выступил Доминик Молль, обладатель «Сезара» за лучшую режиссуру фильма «Гарри — друг, который желает вам добра», чернокомедийного триллера об опять же маньяке, одержимом и ведомом наилучшими побуждениями (в «Только животные» тоже не обошлось без горьковатого юмора и злокозненной иронии судьбы).
И грустно, и смешно, и страшно, и нелепо, и обыденно, и невероятно. В действительности Молль снял не атмосферный детектив на фоне завирухи в оторванных от цивилизации холмах, а любовный альманах, новеллы которого сплелись самым причудливым, химерным, неимоверным образом.
Анастасия Лях
Только животные (Магия зверя, Seules les bêtes)
2019 год, Франция/ Германия
Продюсеры: Каролин Беньо, Симон Арналь, Барбара Летелье, Кароль Скотта
Режиссер: Доминик Молль
Сценарий: Доминик Молль, Жиль Маршан, Колин Ньель
В ролях: Валерия Бруни-Тедески, Надя Терешкевич, Лор Калами, Дэмиен Боннар, Дени Меноше
Оператор: Патрик Гирингелли
Композитор: Бенедикт Шифер
Длительность: 117 минут/ 01:57