В рамках кинофестиваля «Молодость» украинским зрителям показали чилийскую драму «Фантастическая женщина», получившую в этом году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Также лента была удостоена приза за лучший сценарий и специальной награды за освещение ЛГБТ-темы на Берлинале.
Безусловно, это хорошая картина. Но тот факт, что американские киноакадемики посчитали ее лучше шведского «Квадрата» и лучше «Нелюбви» Андрея Звягинцева, – скорее результат не художественных заслуг, а классической оскаровской политкорректности.
Примечательно, что эпитет «фантастическая» в названии воспринимается двояко. При словосочетании «фантастическая женщина», с одной стороны, представляется женщина выдуманная, в реалиях не существующая, эдакая чудо-женщина. С другой – вполне реальная, которая удивительна в том смысле, что делает что-то из ряда вон, что-то непосильное, какой-то неподъемный труд, или сражается с чем-то, что преодолеть, превозмочь практически невозможно, или несет тяжкое бремя, или гордо сносит боль и унижения… словом, опять же является чудо-женщиной без привязки к сверхспособностям.
В данном случае срабатывают оба значения.
В клуб, где играет живая музыка, приходит немолодой мужчина и пристально смотрит на поющую на сцене молодую женщину. Та отвечает ему взаимностью. Они явно знают друг друга. Они, скорее всего, пара. Затем он ведет ее в дорогой ресторан, столик в котором заказал пару недель назад, чтобы отметить ее день рождения. И дарит подарок – поездку на двоих на водопады Игуасу, одно из семи чудес света (заметьте, снова фигурирует слово «чудо», и авторы, конечно же, намеренно проводят параллель). Правда, самих билетов в конверте нет, герой забыл их в сауне, где парился давеча днем; скорее всего, оставил в личном шкафчике. «Спасибо, дорогой!» – говорит женщина.
Смотрите легально на MEGOGO
После ужина влюбленные, которые похожи на трепетную и интеллигентную супружескую пару, возвращаются домой, занимаются любовью и ложатся спать. И тут посреди ночи мужчина вскакивает и говорит, что с ним что-то не так. То ли инсульт, то ли аневризма, то ли еще что-то. Женщина впопыхах тащит его в машину. По дороге, в парадном, он теряет равновесие и скатывается с лестницы, но отделывается ушибами. Они едут в больницу, доезжают, но на больничной койке мужчина умирает.
Поначалу оператор снимает так, что у зрителя не возникает ни малейшего вопроса и сомнения: он просто видит перед собой женщину, обычную женщину. Но после случившегося как бы начинает рассеиваться туман: проступает не только подоплека истории, но и истинная природа героини. Оказывается, женщина по имени Марина – транссексуал (тут уже оператор позволяет нам увидеть широкие плечи, крепкий подбородок, плоскую грудь, мускулистые ноги, крупные ладони). А скончавшийся мужчина – ее партнер, который ушел ради новой необычной любви от жены и из семьи.
Марина просто хочет оплакать любимого человека. Но ей не дают. Полиция, видя в Марине кого угодно (проститутку, содержанку, аферистку), только не женщину, переживающую утрату, хочет возбудить уголовное дело. А семья погибшего, включая обиженную бывшую жену и бесцеремонного и нетерпимого взрослого сына, видя в Марине аномалию, урода, извращенца, спешит от нее избавиться, прибрав к рукам машину и квартиру покойного (впрочем, озлобленность и непонимание семьи, некогда испытавшей шок от внезапного откровения близкого человека, можно понять). У нее хотят отнять даже собаку. И законное человеческое право на скорбь. Единственное, что ей остается, – несколько его личных вещей, включая странный ключ, который непонятно что отмыкает (здесь картина слегка заступает на территорию детектива, вызывая некоторые ассоциации с аналогично оскароносной «Тайной в его глазах»).
«Фантастическая женщина» похожа на раннее творчество Педро Альмодовара, только в ней нет латиноамериканской мыльности, нет чрезмерной темпераментности, нет манерности, она исключительно благородна и деликатна. Пассивная, оттого что с чувством собственного достоинства и с чувством уважения к себе, к покойному, к причастным к этой ситуации людям, борьба Марины становится агрессивной лишь единожды, когда она подобно разъяренному примату выскакивает на капот авто и барабанит в лобовое стекло кулаками, требуя отдать то, что принадлежит ей по праву. Ее же борьба в целом, борьба с системой и обществом, борьба таких, как она, укладывается в символический кадр, где она идет против сильнейших порывов ветра, сопротивляясь, не пятясь назад, не поворачиваясь к ветру спиной, продолжая движение в заданном направлении.
Один из лейтмотивов фильма – отражение. Героиня видит себя в зеркале, в автомобильном стекле, в металлическом листе, который через улицу несут рабочие. Помимо прочего она борется с комплексом несоответствия своих очертаний заветной женской форме. Борется с тем, чтобы не сломаться и не поверить тем, кто называет ее «уродом» (это сомнение запечатлено в эпизоде, где Марина смотрит на свое туго перемотанное и искаженное слипшимся скотчем лицо, хотя очевидно, что истинный урод – не она, а тот, кто с ней это сделал).
Красоту Марины, причем как физическую, так и внутреннюю, авторы подчеркивают ее прекрасным сопрано. Именно сопрано – голосом, который бывает только у женщин и разве что у юных мальчиков, но никак не у мужчин. Что это? Фантастика? Восьмое чудо света?..
Анастасия Лях
Фантастическая женщина (Una mujer fantástica)
2017 год, Чили/ Германия/ Испания/ США
Продюсеры: Пабло Ларраин, Эдуардо Кастро, Марен Эд, Хуан де Диос Ларраин, Янина Яковски, Себастьян Лелио
Режиссер: Себастьян Лелио
Сценарий: Себастьян Лелио, Гонсало Маса
В ролях: Даниэла Вега, Франсиско Рейес, Луис Ньекко, Алина Кюппенгейм, Ампаро Ногуэра, Нестор Кантильяна, Николас Сааведра, Серхио Эрнандез
Оператор: Бенжамен Эшазаррета
Композитор: Мэтью Херберт
Длительность: 104 минуты/ 01:44
Коментарі закрито.