Развернув непривычно тяжеловесную психологическую драму во вторых «Мстителях», Marvel возвращается к необременительной самоиронии в «Человеке-муравье», презентуя зрителю нового супергероя своей вселенной. Студия, всячески избегающая топтания на месте, в очередной раз предлагает свежий подход: супергероизм в миниатюре; не увеличение, а уменьшение физических параметров человека в спандексе. «Человек-муравей» был, пожалуй, самым рискованным проектом Marvel, так как не только не гарантировал зрительскую любовь, но и вовсе мог подорвать авторитет компании. В итоге фильм получился чем-то средним между анимацией «Муравей Антц», любой комедией с Полом Раддом, тургеневской драмой «Отцы и дети» и классикой о «маленьком человеке». И это первая экранизация комиксов Marvel, в которой в силу объективных причин начисто отсутствует масштабный экшн.
Еще в конце 80-х автор комикса Стэн Ли предложил студии New Line Entertainment перенести на большой экран историю о супергерое, уменьшающемся до размеров муравья с помощью специального суперкостюма и при этом обладающем сверхчеловеческой силой. Однако в 1989-м в прокат вышла семейная фантастическая комедия «Дорогая, я уменьшил детей», рассказывающая о профессоре, который изобрел электромагнитную машину по уменьшению предметов и случайно выбросил в мусорное ведро собственных детей, попавших в поле действия аппарата и съежившихся до размера все той же мурашки. После этого New Line, ясное дело, передумала снимать «Человека-муравья».
Согласно комиксу первый Человек-муравей – это Хэнк Пим, ученый, сконструировавший костюм. Но Marvel сознательно пропускает этот этап и делает главным героем Скотта Лэнга, бывшего вора-виртуоза, ставшего учеником и преемником Пима. Примечательно, что при наличии классического антагониста и стандартной героической миссии спасти человечество главной целью персонажа являются свершения куда более личные и приземленные – реабилитироваться в глазах дочери, вырасти из воришки в рыцаря (и неважно, что проявления рыцарства нужно рассматривать под микроскопом). Линия взаимоотношений Лэнга с маленькой дочкой, естественно, рифмуется с ситуацией вокруг Пима и его взрослой дочери Хоуп (имя девушке дано неслучайно: без нее надежды на спасение мира нет), перед которой тот испытывает большую отцовскую вину.
Пригласить в режиссерское кресло Эдгара Райта («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»), а на главную роль комика Пола Радда было для студии смелым и даже вызывающе дерзким шагом. Ожидалось, что зритель получит нечто вроде «Зеленого шершня» (где образ супергероя воплотил не вписывающийся в лекала комик Сет Роген), завернутого в стилистику «Скотта Пилигрима против всех». Но в итоге Marvel, ознакомившись с черновым сценарием Райта, испугалась превращения фильма в сатирическую пародию и наняла других авторов полностью переписать характеры и диалоги. Такой поворот, понятно, возмутил постановщика, и контракт в скором времени был расторгнут с указанием «творческих разногласий» как официальной причины. Освободившееся кресло занял Пейтон Рид, создатель комедий, куда более понятных широким массам и не претендующих на новаторство и индивидуальный почерк.
«Рожденный ползать взлетит до небес» – гласит русскоязычный слоган картины. Вор Скотт Лэнг, испытывающий стыд за свою несостоятельность, – современная американизированная версия «маленького человека», вышедшего из пушкинского «Станционного смотрителя», гоголевской «Шинели» и «Двойника» Достоевского (к слову, по сюжету комиксов Хэнк Пим страдал раздвоением личности). Журналист Петр Вайль написал в свое время: «Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции». Подобным принципом руководствовалось большинство марвеловских героев: неуклюжий, закомплексованный ботан Питер Паркер превращался в ловкого и сексуального Человека-паука; тщедушный Стив Роджерс становился мускулистым совершенством, символом Америки; скромный физик Брюс Бэннер трансформировался в здоровенного агрессивного монстра. И только «Человек-муравей» придал образу «маленького человека» буквальную микроскопическую форму, уменьшив физические параметры, но увеличив моральные. Более того, комикс довел метафоричный процесс уменьшения до максимума: сломав кнопку преобразования, пользователь чудо-костюма рискует стать субатомным, то есть навсегда потеряться в хаосе атомных частиц и никогда больше не вернуться к человеческим размерам.
Смотрите легально на MEGOGO
Противоположность протагониста – властный, амбициозный пуп с травмированной самооценкой – тоже вполне соответствует литературной классике. Оборот «мокрого места не останется», применяемый к уничтожению кого-либо как в прямом, так и переносном значениях, здесь обретает буквальную форму: провинившегося злодей обращает в маленькое разжиженное пятнышко, которое затем брезгливо собирает с пола бумажкой и сливает в унитаз. Опять же красочная метафора противостояния «маленького человека» и того, кто мнит себя «большим».
Физическая микроскопичность героя, конечно же, позволяет авторам остроумно обыгрывать ситуации с игрушечными предметами, которые в новом масштабе кажутся устрашающими и опасными. Так, к примеру, детская железная дорога с паровозиком Томасом становится локацией для кульминационной битвы со всеми характерными экшн-трюками и клише: погоней на крыше мчащегося поезда и яростной схваткой на ветру.
Анастасия Лях
Человек-муравей (Ant-Man)
2015 год, США
Продюсеры: Кевин Файги, Виктория Алонсо, Луис Д’Эспозито
Режиссер: Пейтон Рид
Сценарий: Эдгар Райт, Джо Корниш, Адам МакКей
В ролях: Пол Радд, Майкл Дуглас, Эванджелин Лилли, Кори Столл, Бобби Каннавале, Джуди Грир, Майкл Пенья
Оператор: Рассел Карпентер
Композитор: Кристоф Бек
Длительность: 117 минут / 01:57