Этот фильм доказывает, пусть и в порядке исключения из правила, что в Украине снимать кино с патриотическим посылом можно не только плохое, но и хорошее. И на сегодняшний день «Черкассы» – лучшая отечественная лента, фиксирующая в игровом формате события текущей войны и поднимающая национальный дух, который, впрочем, последние годы и без того находится в приподнятом состоянии, но в условиях противостояния вооруженному захватчику поддержка этого самого духа лишней не бывает. Главное – делать это так, чтобы не было стыдно и мучительно больно за художественную сторону. А за «Черкассы» однозначно не стыдно.
Сценарий фильма не бросает зрителя сразу же «на передовую», а грамотно углубляется в бэкграунд прежде, чем приблизиться к кульминационной ноте нравственного выбора. И до того, как ступить на борт тральщика «Черкассы», мы переносимся в одно из украинских юго-восточных сел, где во время поминок (кого поминают – неважно, просто деревенская толпа собирается за общим столом либо на свадьбе, либо на поминках) молодой парень по имени Мишаня, хорошенько напившись перед завтрашним отправлением в море, упрашивает поочередно нескольких друзей-односельчан составить ему компанию. В частности, друга Леву, в хате которого, собственно, и были поминки. Мол, того теперь дома ничего не держит, можно и в плавание.
Лева сперва отказывается. А затем, освободившись от последней привязанности (а именно зарубав топором корову, что подцепила какую-то болячку, возможно, ящур), меняет решение и соглашается. Мишаня же на глазах у отца впадает в истерику: рыдает и кричит, что не хочет выходить в море. Вряд ли потому, что прозорливость юноши подсказывает ему предстоящую бойню, шепчет на ухо, что заварушка в Киеве обернется российским захватом Крыма, а впоследствии и Донбасса. Скорее всего, Мишаня просто не хочет возвращаться из комфортной домашней жизни, где родители обхаживают его салом с пампушками, обратно на службу, где дедовщина (имеющая в ВМФ аналог под названием «годковщина»), наказания сродни пыткам, обед с личинками в перловке.
Да, авторы «Черкасс» без прикрас обнажают «кухню» украинского флота, у которого те же изъяны и нарывы, что у армии. Жизнь на корабле – система кнута и пряника, где кнут – побои, унижения, издевательски-садистские «штрафные санкции», а пряник – коллективный поход в стрип-клуб. Развлечения помимо редких контактов со стриптизершами и проститутками – боевые учения-состязания с болгарским тральщиком, аматорский армрестлинг с российскими моряками-«побратимами», курилка, вафли «артек», чаепитие с пахлавой в гостях у крымских татар.
Закулисье украинского ВМФ здесь так же правдоподобно, как путешествие на шесть лет назад, когда в новостях круглосуточно говорили о событиях на Майдане, завершившихся побегом Януковича в Москву, когда на территории Крыма впервые появились «зеленые человечки», а «братский народ» наконец обнажил клыки, которые точил уже очень давно. И так же правдоподобна звучащая с экрана речь, живая, невымученная, неказистая и местами даже безобразная, наполненная суржиком и жестким матом.
Смотрите легально на MEGOGO
И персонажи тоже, как речь: живые и нефальшивые. Не герои с рождения, а герои по необходимости. Не патриоты, поющие гимн Украины с пеленок, так, будто любовь к родине – это фермент в грудном молоке, а патриоты, ставшие таковыми из-за нужды сделать выбор: остаться верным присяге или же совершить поступок, противоречащий понятиям морали и чести. И именно эта форма патриотизма однозначно лишена лицемерия как в жизни, так и на экране.
И что любопытно: имеет ли сцена с больной коровой, которую Лева убивает не ради мяса и не из жестокости, а опять же по необходимости избавить заболевшую скотину от мучений и обезопасить всю деревню от возможной эпидемии, политический подтекст? Что делать Украине с «заболевшей территорией»: отрезать или попытаться вылечить?..
Анастасия Лях
Черкаси
2019 год, Украина/ Польша
Продюсеры: Марта Лотиш, Ирина Клименко
Режиссер: Тимур Ященко
Сценарий: Тимур Ященко, Роберт Квильман
В ролях: Евгений Ламах, Дмитрий Сова, Роман Семисал, Вадим Лялько, Руслан Коваль, Евгений Авдеенко, Олег Щербина, Михаил Воскобойник, Дмитрий Зайченко
Оператор: Юрий Дунай
Композиторы: Антон Байбаков, Катя Чили
Длительность: 94 минуты/ 01:34