Взрослая французская комедия «Этот неловкий момент» с Венсаном Касселем в одной из главных ролей. Не путать с одноименной американской комедией с Заком Эфроном: у французского фильма класс на несколько порядков выше. В картине, казалось бы, нет ничего особенного, но она обезоруживает простотой сюжета, жизненностью ситуации, французским шармом и пикантностью, четырьмя привлекательными лицами и четырьмя вполне понятными линиями поведения. Зритель с легкостью может поставить себя на место каждого из персонажей и каждого оправдать, примерив на себя его трусы, как это сделала одна из героинь с трусами Венсана Касселя.
Два разведенных папаши (вернее один разведенный, а другой топчущийся на грани развода) приезжают в отпуск на Корсику вместе с двумя семнадцатилетними дочерями, чтобы по-тихому пожить в скромном домике на берегу Средиземного моря, поиграть в карты или нарды, по-стариковски расслабиться. Но сексапильным девицам на грани совершеннолетия такой пенсионный отдых, конечно же, приходится не по вкусу, куда заманчивее надеть мини-платья, запрыгнуть на скутеры и умчаться с парнями на дискотеку. Правда, если Лоран (Венсан Кассель) практически не ограничивает свободу своей дочки Мари, то Антуан (Франсуа Клюзе, известный по хитовой комедии «1+1») придерживается строгих консервативных взглядов и наивно думает, что его Луна – сущий ребенок, которой впору есть мороженое и кататься на каруселях, а не шляться по ночным клубам в компании сомнительных юношей. Тем-то и занятнее становится ситуация, когда «сущий ребенок» соблазняет подвыпившего Лорана…
«Этот неловкий момент» – комедия положений и комедия нравов одновременно, которая в кульминационной фазе надевает маску драмы, но быстро ее скидывает, не пытаясь прикинуться чем-то большим, чем она есть на самом деле. Понятно, что из-за сложившейся неловкой ситуации герои попадают во всевозможные курьезные обстоятельства. Но вместе с тем авторы высмеивают и характеры: отцов, которые никак не могут смириться с тем, что их дочери выросли; зрелых мужчин, позволяющих себе спьяну позариться на малолетку, а потом сгорающих со стыда; девушек-подростков, в промежутках между селфи и смс стремящихся скуки ради обольстить взрослого дядю и непременно принимающих любую игру гормонов за большую любовь.
За исключением нескольких утрированно комичных эпизодов (вроде сцен с кабанами, где Антуан, будучи занятым исключительно хряками, потоптавшими его драгоценный сад, остается единственным слепым и несведущим практически до самого финала), фильм Жана-Франсуа Рише (к слову, снявшего гангстерскую дилогию «Враг государства №1» с тем же Касселем) обладает редкой комедийной трезвостью и реалистичностью, избегая откровенно надуманных поворотов. Впрочем, кабаны, потоптавшие сад, – явная метафора, подразумевающая, конечно же, Лорана, сорвавшего так называемый цветочек Луны (хотя цветочек Луны – это, скорее, мухоловка, которая собственноручно, причем с особой радостью и изобретательностью, захапывает жертву).
«Этот неловкий момент» показателен с точки зрения традиционной французской фривольности, дозволенности и откровенности. Фильм намекает на то, что якобы аморальные мысли, реализованные в проступках главных героев, на самом деле блуждают в головах очень многих из нас, только мы не решаемся не то что воплотить их в жизнь, но даже элементарно признаться самим себе: в том, что в детстве мысленно раздевали лучшую мамину подругу или папиного друга; что, повзрослев, тайно желали бойфренда лучшей подруги или девушку лучшего друга; что не единожды задумывались и засматривались на жену брата или мужа сестры. И в этом одно из принципиальных отличий французского кинематографа от американского и британского. Рише заворачивает подобную ситуацию в жанр легкомысленной комедии, тогда как лента «Тайное влечение» с Наоми Уоттс и Робин Райт, основанная на романе английской писательницы, обыгрывает этот же эксцесс в предельно трагической тональности, причем активно привлекая осуждение общественности.
Смотрите легально на MEGOGO
Анастасия Лях
Этот неловкий момент (Un moment d’égarement)
2015 год, Франция
Продюсеры: Себастьен Деллуа, Тома Лангманн, Дэниэл Делюм
Режиссер: Жан-Франсуа Рише
Сценарий: Лиза Азуэлос, Клод Берри, Жан-Франсуа Рише
В ролях: Венсан Кассель, Франсуа Клюзе, Лола Ле Ланн
Операторы: Роберт Ганц, Паскаль Марти
Композитор: Филипп Ромби
Длительность: 105 минут / 01:45