«Эверест» – основанная на реальных событиях трагедия, случившаяся на самой высокой точке планеты, которую называют «кладбищем без крестов». На сегодняшний день там лежит около двухсот трупов, скрюченных и заледенелых человеческих тел. Никто из последовавших восходителей, конечно же, не берется спускать их вниз (самому бы спуститься), а вертолет из-за разреженного воздуха не способен подняться на такую высоту (высота горы 8848 метров, тогда как вертолеты долетают лишь до 6000, что немногим выше расположения базового лагеря). Завораживающей красоты глыба, суровое и хладнокровное чудо природы, стала бесстрастным, наводящим ледяной ужас захоронением мечтаний и амбиций, иррациональных стремлений что-то покорить и что-то доказать.
Если ввести в гугле «туристические экспедиции на Эверест», выпадут ссылки на нескольких туроператоров, украинских в том числе, красочно расписывающих захватывающее путешествие на «мать богов» Джомолунгму. «Восхождение на Эверест является целью жизни для многих альпинистов. Тем, кто стремится к вершине, предстоит пережить экстремальные условия и испытать себя на выносливость. Классический маршрут на вершину не представляет большой технической сложности. Но такие опасности, как возможная высотная болезнь, непредсказуемая погода и ветер, существенно усложняют восхождение. Однако тем волнительнее и ценнее Победа!». «Победа» именно с большой буквы. Так написано на одном из сайтов. Стоимость «развлечения» варьируется в зависимости от количества предоставляемых услуг: стартует с 19000 долларов и заканчивается 70000. В конце длинного перечня, состоящего из условий поездки, необходимого снаряжения и тому подобного, имеется приписка: «ВНИМАНИЕ! Восхождение на Эверест, как и на любой другой восьмитысячник, потенциально опасно! Вы должны понимать, что никто не сможет дать Вам стопроцентную гарантию безопасности на высотах выше базового лагеря и особенно выше 7000 и 8000 метров».
Многие критики удивились и критично сдвинули брови, когда стало известно, что именно трехмерным «Эверестом» Бальтасара Кормакура откроется Венецианский кинофестиваль, мол, это ведь массовое голливудское кино, не имеющее никакого отношения к фестивальному. Однако у Венеции уже был без преувеличения триумфальный опыт открытия массовым стереоскопическим продуктом – «Гравитацией» Альфонсо Куарона. Так что выбор нынешнего года едва ли стал большой неожиданностью. И пусть «Эверест» – не шедевр и не истина в последней инстанции в плане исторической достоверности (как и любой другой игровой проект), но это очень хорошее «живое» кино, к тому же превосходно выполненное технически, которое задает важные, хотя и безответные вопросы.
Первые коммерческие экспедиции на Эверест организовались в начале 90-х. Теперь возможность покорить якобы неприступную вершину, поддавшуюся далеко не всем профессиональным альпинистам, выпадала любому обычному смертному, обладающему относительно сносной физической подготовкой и имеющему в кармане несколько десятков «лишних» тысяч долларов. Идея превратить смертельно опасное восхождение в дорогостоящую экскурсию оказалась настолько успешной, что охочие заработать и «реализовать чужие мечты» гиды-экстремалы разрослись, как грибы под березой. За пару лет дошло до того, что в один и тот же день карабкаться на призрачный Олимп могли сразу несколько экспедиций, с юго-восточного и северо-восточного хребтов, что приводило к толкучке и «пробкам» на тропе. Так, 10 мая 1996 года восхождение начали параллельно три экспедиции: новозеландские «Консультанты по приключениям», американское «Горное безумие» и индо-тибетская пограничная служба. Из-за внезапно налетевшей снежной бури, накрывшей все три команды, погибло восемь человек.
Хронология тех жутких событий детально изложена в википедии, но читать какие-либо статьи перед просмотром фильма настоятельно не рекомендуется. «Эверест» и так из одного только синопсиса складывается в довольно четкую картинку, зрителю даже не нужно смотреть трейлер, чтобы нарисовать в голове подробный план происходящего на экране: собираются, поднимаются, шутят, выясняют по ходу дела отношения, соперничают, достигают цели, радуются, поочередно погибают. Если же вдобавок прочесть хронику и сверить имена участников злополучного подъема с исполнителями ролей, судьба каждого персонажа откроется как на плато, что лишит вас единственной сюжетной неизвестности: знать, что умрут, но не знать, кто именно и как.
Смотрите легально на MEGOGO
Двое выживших в итоге издали книги, в которых подробно описали случившееся со своих точек зрения, причем эти точки резко не совпали. Американский журналист Джон Кракауэр выпустил воспоминание под названием «В разреженном воздухе», ставшее на родине бестселлером, а русский альпинист Анатолий Букреев – «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте» (оба персонажа присутствуют в картине). На основе мемуаров и журнальных статей впоследствии сняли две документалки: «Эверест» 1998 года и «Секунды до катастрофы: В мертвой зоне» 2012-го. Версии Кормакура предшествовал и один игровой фильм – телевизионная лента 1997-го «Смерть в горах».
Логично и очень верно, что «Эверест» доверили скандинаву. Исландский режиссер Бальтасар Кормакур («Контрабанда», «Два ствола»), некогда снимавший дома, а затем перебравшийся в Голливуд, органично вплел традиции холодного и отстраненного скандинавского кинематографа в заокеанскую зрелищность и эмоциональность. В руках какого-нибудь Майкла Бэя или Роланда Эммериха «Эверест» обернулся бы патетической гонкой с картонными персонажами, зубодробильными спецэффектами, непременно одной большой сволочью, идущей по трупам, одним архигероем, всех спасающим, и банальным морализаторством. Кормакур же скрупулезно и последовательно излагает события, никоим образом в них не вмешиваясь, не раздавая симпатии и антипатии, точно указывая текущие даты, время и высоту, сосредотачиваясь на каждом шаге и каждом второплановом участнике, выписывая характеры не столько с помощью бэкграунда (на который элементарно не хватает времени), сколько за счет броских деталей. И в них же, этих микроскопических безделушках, отражает 90-е. Например, в такой мелочи, как перламутровый лак для ногтей на руках Робин Райт, что был модным именно в 90-х.
Герои предстают хоть и мимолетными прохожими (копаться авторы ни в ком не успевают, да и смысла в том нет), но «живыми» и реальными. Роб Холл (Джейсон Кларк) – руководитель экспедиции «Консультанты по приключениям», у которого дома осталась беременная жена (по-настоящему беременная на момент съемок Кира Найтли), в прошлом тоже альпинистка, во всем поддерживающая мужа и разделяющая его страсть и способ заработка. Педантичный, надежный, внимательный, относящийся к клиентам, как воспитательница к ребятне в детсаду (не та воспитательница, что курит, пока дети едят козявки, а та, что читает сказки, заботливо заправляет майки в колготы, но при этом в порядке исключения разрешает не спать в тихий час). «Ты им как нянька, у меня другой стиль. Кто не может подняться самостоятельно – тому тут не место», – говорит Скотт Фишер (Джейк Джилленхол), руководитель «Горного безумия», и при этом, хитро щурясь и обнажая белые зубы, подставляет голый торс припекающему горному солнцу. Он – как раз та воспитательница, что курит.
У Бека Уизерса (Джош Бролин), клиента экспедиции «Консультанты по приключениям», другая семейная ситуация: жена (Робин Райт) всячески против его увлечения высотой и угрожает разводом в случае еще одного восхождения. Тем не менее Бек платит за тур и уезжает, даже не сказав, куда отправился. «Когда я дома, надо мной будто туча висит, постоянно давит депрессия. Здесь же она уходит», – пытается объяснить Бек причину своего маниакального желания покорить Эверест. А разведенный Даг Хэнсен, подрабатывающий то столяром, то почтальоном, мало чего добившийся в жизни (и наверняка еле-еле насобиравший нужную сумму для поездки, хотя отзывчивый Роб сделал ему значительную скидку), просто хочет, чтобы дети им гордились.
Двухминутные зарисовки, брошенные вскользь реплики раскрывают характеры настолько, насколько это вообще возможно в условиях такого количества действующих лиц, отсутствия флэшбэков и жесткого событийного ограничения. Чтобы изобразить суровый нрав и сверхчеловеческую выносливость Анатолия Букреева, к примеру, авторам достаточно одной только внешности исландского актера Ингвара Эггерта Сигюрдссона и фразы «Мне не нужен кислородный баллон» (Букреев в действительности неоднократно преодолевал Эверест без дополнительного кислорода). А его русскую душу красноречиво иллюстрирует сцена вокальных посиделок у костра с гитарой. Даже фигурам третьего плана сценаристы и постановщик подбирают схематичные, но запоминающиеся штрихи, вычленяющие их из массовки. Например, серьезный молчаливый бородач так и остается для зрителя серьезным молчаливым бородачом, не более, но этого довольно, чтобы очертился образ.
Кормакур, ранее снявший в Исландии драму о выживании «Пучина», также основанную на реальной истории, не сталкивает героев между собой, а сталкивает каждого по отдельности и всех вместе с силой природы, абсолютно равнодушной к их мечтам, чаяниям, комплексам, депрессиям, чванству и внутренней неустроенности.
Примерно по центру повествования, когда еще все хорошо, все пьют горячий чай, веселятся и предвкушают каждый свою личностную «победу», размещается ключевой эпизод. Кракауэр задает главный вопрос: «Зачем?». «Это смертельно опасно, физически больно (сорваться в пропасть – самая мгновенная и безболезненная гибель, куда страшнее и мучительнее гипотермия, обморожение, облучение, изнеможение, вызванная кислородным голоданием высотная болезнь, снежная слепота, помешательство. – Авт.) и стоит кучу денег. Зачем?» – спрашивает у членов экспедиции журналист, оказавшийся на Эвересте по долгу службы и из профессионального любопытства, но явно неготовый здесь умереть, о чем позже скажет дословно. Даг, почтальон, говорит о своих детях, но толком никто ничего ответить не может.
Режиссер подчеркивает бессмысленность «подвига» сценой на вершине. Когда избранные до нее наконец добираются, уставшие и явно жаждущие оказаться как можно скорее внизу, в базовом лагере, вместо ожидаемого триумфа, ударов в грудь и криков «Я – король мира!» происходит… да ничего не происходит. Обессиленные «триумфаторы» апатично втыкают флажки, едва заметно улыбаются, вяло хлопают друг дружку по плечу (только японка опускается на колени и плачет) и расходятся. Самый, казалось бы, торжественный и яркий момент Кормакур намеренно снимает самым бесцветным и невнятным, не видя в нем ни малейшего значения. Когда же до вершины доползает Даг, буквально на четвереньках, с трудом контролируя мышцы и едва ориентируясь в пространстве, он еле-еле приподнимает окаменевшие от холода руки, чтобы изобразить «короля». И это не победоносный, а совершенно жалкий и горький кадр. Чтобы было что показать детям, Роб фотографирует Дага, который вот-вот исчерпает весь возможный запас сил и рухнет. И не бессмысленность ли в том, что это фото, никем никогда не увиденное, навсегда останется в снегах Эвереста?
В экспедиции индо-тибетской пограничной службы, поднимающейся по северо-восточному хребту (эта линия не затронута в фильме) погибло три человека. Тело Цеванга Палджора лежит на высоте 8500 метров, его задеревенелые ноги обуты в яркие зеленые ботинки, которые отчетливо просматриваются проходящими мимо альпинистами. Так, некогда живой и мечтающий человек, норовивший укротить самую строптивую гору, превратился в термин «зеленые ботинки», которым все новые и новые скалолазы, все новые и новые «покорители» обозначают отметку высоты и идут дальше.
Анастасия Лях
Эверест (Everest)
2015 год, США/ Великобритания/ Исландия
Продюсеры: Ники Кентиш Барнс, Тим Беван, Лиза Чейсин
Режиссер: Бальтасар Кормакур
Сценарий: Уильям Николсон, Саймон Бофой
В ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Джон Хоукс, Эмили Уотсон, Кира Найтли, Робин Райт, Сэм Уортингтон, Элизабет Дебики, Майкл Келли, Мартин Хендерсон, Наоко Мори, Томас М. Райт, Ингвар Эггерт Сигюрдссон
Оператор: Сальваторе Тотино
Композитор: Дарио Марианелли
Длительность: 121 минута / 02:01