Проблемы «Спектра» начались уже тогда, когда вышел «Скайфолл», потому что зритель, получивший едва ли не лучшую серию франшизы, жадно потер вспотевшие от восторга ладони и принялся ждать еще большего. Возможно, осознавая это, Сэм Мендес и вскакивал столько раз с режиссерского кресла, присаживался и убегал, присаживался и убегал. Несменному продюсеру «бондианы» Барбаре Брокколи пришлось буквально уговаривать постановщика: словами или деньгами, или и тем, и другим разом. В итоге режиссер сдался.
Наконец стартовали долгожданные съемки с ошеломляющим кастингом, за которыми фанаты всей планеты следили с придыханием и скрещенными пальцами: Бонд в Австрии на фоне горных снежных заносов; Бонд в Риме прижимает Монику Беллуччи; Бонд в Танжере под палящим солнцем и на фоне бесконечно живописной пустыни. В зависимости от температуры и красок пейзажа менялся не только костюм, но и дизайн солнцезащитных очков. И в результате разнообразие локаций и аксессуаров с потрохами переиграло сюжет и актеров.
За считанные недели до премьеры в сети состоялась презентация главного саундтрека – песни Сэма Смита «Writing’s On The Wall», на которую обрушились тонны проклятий. «Верните Адель!» – кричали поклонники в комментариях. Сингл и сам по себе звучал запредельно сопливо, а уж в качестве ведущей музыкальной темы «Спектра» и вовсе казался насмешкой: над мышцами Дэниэла Крэйга, над книгами Яна Флеминга и над всей полувековой историей сериала вместе взятой.
Вдобавок Крэйг взял за привычку рассказывать в многочисленных промо-интервью о том, как ему опостыло изображать британского супершпиона.
В общем дела у «Спектра» перестали клеиться еще до проката.
Смотрите легально на MEGOGO
Чем же в конечном счете оказался фильм? Сборищем смертельно уставших людей, которым лень драться, лень любить, лень ездить на баснословно дорогих тачках и даже лень пить водку с мартини. При этом внешне все якобы лихо и динамично. Но под толстой кожей технической безупречности ощущается откровенная тягость. Крэйг в самом деле выдохся играть Джеймса Бонда, причем настолько, что лишился всяческих сил это скрывать. Ему бы и впрямь упасть из беспрерывного экшна аккурат на диванчик аналогично первой сцене. Костюм застрявшего и замкнувшегося в собственном культе разведчика от бренда Tom Ford тесен актеру и буквально, едва сходясь на размашистом торсе, и фигурально, треща по швам в такт не менее тесному амплуа.
Более того, Бонд устал быть уставшим Бондом. В «Скайфолле» агент 007 впервые за всю историю франшизы стал почти обычным человеком, у которого есть прошлое, есть родители, есть темные тайны. В профессиональных драматических руках Сэма Мендеса произошло триумфальное очеловечивание по сути картонного персонажа, научившегося испытывать боль, страх, слабость и даже депрессию. Сюжетно в «Спектре» вроде бы продолжается погружение в загадки минувшего, но впечатление, что герою эти загадки нынче по пистолету. Бонд снова становится механическим, только в этом механизме что-то заржавело и по-стариковски скрипит.
Инсайдеры уже наперебой метают слухи о том, кто же заменит Крэйга и смажет закисшее устройство живительным маслом. В первых строчках хит-парада – Том Харди, Идрис Эльба и Джуд Лоу.
Устали решительно все. Пока главная звезда вытряхивает из себя последние супершпионские потуги, Мендес явно мечтает выкарабкаться из попсы и вернуться к своим психологическим драмам. У Кристофа Вальца на лбу жирным шрифтом начертано, что роли злодеев засели в печенках, встали поперек горла, свели лицевые мускулы. К слову, антагонистов на сей раз неоправданно много, как минимум три, но даже вместе взятые они безутешно блекнут перед Бардемом в «Скайфолле» и Миккельсеном в «Казино Рояль». Один – громила с металлическим маникюром – откровенно не вписывается в ряд интеллектуальных бондиановских лиходеев. Другой, однажды сыграв Мориарти, в шкуре мелкого приспешника смотрится натурально никчемной и незаметной букашкой. Итальянская вдова в лице Моники Беллуччи – наверное, самая карикатурная девушка Бонда и одна из самых скоропостижных и скоротечных.
Положение спасают два человека (помимо спасительной операторской работы Хойте Ван Хойтема): Леа Сейду и Бен Уишоу (он же повелитель гаджетов Q). Первая выкладывается так, будто она – кинодива 1940-х, прима остросюжетной любовной драмы, la femme fatale классического нуара. Второму сценаристы прописали лучшие шутки:
– Прикроешь меня перед М?
– Черт, да меня из-за тебя выпрут. А у меня кредит в банке и два кота на шее.
– Тогда тем более советую прислушаться и прикрыть, потому что коты – это святое.
– DB10. Стоимость – три миллиона. Изначально она предназначалась тебе, но затем решили отдать 009. А тебе вот часы.
– Боже… они хоть что-нибудь делают?
– Время показывают.
А времени как раз у героя катастрофически мало, потому что мир вокруг необратимо меняется и нужно все сделать в высшей степени молниеносно: быстро вспомнить, быстро влюбиться, быстро сострить и быстро победить, несмотря на хронометраж в два с половиной часа.
Анастасия Лях
007: СПЕКТР (Spectre)
2015 год, Великобритания/ США
Продюсеры: Барбара Брокколи, Майкл Дж. Уилсон, Закария Алауи
Режиссер: Сэм Мендес
Сценарий: Джон Логан, Нил Пёрвис, Роберт Уэйд
В ролях: Дэниэл Крэйг, Кристоф Вальц, Леа Сейду, Рэйф Файнс, Моника Беллуччи, Бен Уишоу, Наоми Харрис, Дэйв Батиста, Эндрю Скотт, Рори Киннер
Оператор: Хойте Ван Хойтема
Композитор: Томас Ньюман
Длительность: 148 минут/ 02:28