Дэниэлу Рэдклиффу, чтобы окончательно избавиться от шлейфа поттерианы, осталось разве что самому сыграть Гитлера. Актер уже был поэтом-гомосексуалистом, юным Булгаковым, парнем с сатанинскими рогами на лбу, горбуном Игорем на службе у Виктора Франкенштейна, пукающим трупом. Так что образ скинхеда стал вполне органичным продолжением ряда. Причем в своем стремлении порвать шаблон и сразить публику наповал предприимчивый актер так усердствует, что, кажется, его возвращение к роли Гарри Поттера стало бы куда большим шоком, нежели любая из экстремальных ролей.
Нэйт Фостер – молодой сотрудник федерального бюро, благодаря знанию арабского языка специализирующийся на террористах-мусульманах. Агент из него, прямо скажем, неважный: замкнутый, безынициативный, закомплексованный, физически хлипкий, даже стрельбу не в состоянии сдать на «удовлетворительно». Поэтому Нэйт в своей задротской клетчатой рубашке, стриженный под горшок скромно и тихо сидит в офисе и перебирает бумажки. Коллеги над ним глумятся. Семьи у него нет. Одинокий, не особо-то счастливый и успешный, он приходит после работы в пустую квартиру, слушает Брамса и читает умные книги.
И вот однажды руководитель параллельного отдела в бюро, впечатленная тем, как Нэйту удалось вывести подозреваемого на откровенный разговор, предлагает ему внедриться в банду неонацистов и предотвратить готовящийся теракт. Испуганный, но воодушевленный парень идет домой, бреет голову, читает «Майн кампф», облачается в бомбер и «гриндерсы» и отправляется к скинхедам (позже куратор Нэйта признается, что выбрала его как раз за его одиночество и неустроенность, за его положение жертвы, страдальца, лузера, обиженного судьбой, потому что именно такой смог бы найти общий язык с озлобленными на полмира безумцами).
Собственно, дальше все действие состоит преимущественно из диалогов. Здесь нет экшна, нет напряжения, нет авантюры, с которыми ассоциируются фильмы об агентах под прикрытием; нет гипертрофированной агрессии, нет уличных драк и кровавого месива, с которыми ассоциируются фильмы о бритоголовых. Некоторые критики упрекнули «Абсолютную власть» в том, что неонацисты в ней получились беззубыми, нелепыми, даже карикатурными, причем как те, что безмозгло машут кулаками, так и те, что цитируют толстенные трактаты и кукловодят. Но разве не нелепым был Гитлер? Помимо того, что был больным чудовищем, разве не никчемным, не уродливо-анекдотичным он был?
Картина начинается с цитаты фюрера: «Слова строят мосты в неизведанные области». И заканчивается фразой с примерно тем же смыслом: «Все начинается со слов» («В начале было Слово» – первая строка Евангелия от Иоанна). «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Слово можно в разящий свинец перелить», – как говорил поэт Вадим Шефнер. На словах же держится и повествование дебютанта Даниэля Рагуссиса. Автор задается главным вопросом: откуда в головах образованных, интеллигентных, обладающих хорошими манерами и вкусом людей, культивирующих семейные ценности и домашний уют, рождаются мысли об истреблении другой нации? Но ответа на него не находит. И пока ФБР, аналогично проявляющее расизм, бросает все силы на поиски террористов-арабов, террор устраивают с виду добропорядочные, законопослушные американцы, сооружающие радиационную бомбу в перерывах между барбекю.
Смотрите легально на MEGOGO
История перевоспитания и исправления скинхеда уже была рассказана в «Американской истории X». История мощнейшего внутреннего конфликта уже была рассказана в «Фанатике», где скинхед-еврей метался между ненавистью и любовью к своему народу. История любви к девушке на фоне бессмысленной вражды и безудержного насилия уже была рассказана в «Скинах». Так что в «Абсолютной власти» ничего этого нет. Есть только Дэниэл Рэдклифф, который, честно говоря, не очень убедительно притворяется нацистом, но убедительно играет того, у кого не очень хорошо складывается прикрытие.
Если в недавней «Афере под прикрытием» федеральный агент в исполнении Брайана Крэнстона, намеревающийся вывести на чистую воду подельников Пабло Эскобара, все же испытывал некоторое сочувствие и что-то дружеское к тем, к кому втерся в доверие, а затем предал, то в фильме Рагуссиса главный герой, благо, ничего подобного не переживает. Если наркоторговцы, положим, заслуживают хоть каплю симпатии, потому что жаждут не уничтожения, а всего-навсего денег, то фашисты по очевидным причинам этой капли лишены.
Анастасия Лях
Абсолютная власть (Imperium)
2016, США
Продюсеры: Дэннис Ли, Даниэль Рагуссис, Саймон Тофик
Режиссер: Даниэль Рагуссис
Сценарий: Даниэль Рагуссис, Майкл Герман
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Тони Коллетт, Трэйси Леттс, Сэм Трэммелл, Нестор Карбонелл, Крис Салливан, Сет Нумрик, Павел Шайда, Берн Горман
Оператор: Бобби Буковски
Композитор: Уильям Бейтс
Длительность: 109 минут/ 01:49