Нет, это не пародия на оскароносную драму Финчера про Цукерберга и Facebook. Но вполне понятно, откуда у локализаторов возникла идея выпустить основанную на реальных событиях ленту именно под таким названием. Росс Ульбрихт со своим сайтом Silk Road («Шелковый путь») устроил в мире даркнета почти такую же революцию, как Марк Цукерберг в легальном интернете своим Фейсбуком. И если верить авторам этих фильмов, оба персонажа довольно далеки от того, чтобы называться положительными героями.
Действие начинается с конца, с 2013 года (тогда Ульбрихт, на первый взгляд самый обычный и безобидный молодой житель Сан-Франциско, был арестован федералами и впоследствии обвинен в наркоторговле и сговоре с целью отмывания денег в особо крупных размерах). Затем переносится на три года назад, в 2010-й (к тому времени существующий шесть лет Facebook уже оценивался в сорок миллиардов долларов и насчитывал больше посетителей, чем Google, и вероятно, именно успех и слава Цукерберга не давали покоя умному молодому парню родом из Техаса, который, видимо, не видел себя в роли ковбоя и перебрался в Калифорнию в поисках фортуны).
На экране Росс Ульбрихт в исполнении Ника Робинсона (известного по расхваленной критиками молодежной гей-драмеди «С любовью, Саймон», ее сериальному спин-оффу «С любовью, Виктор», а также мини-сериалу «Учительница») предстает поначалу эдаким идеалистом-максималистом, который жаждет для американского народа полной свободы. Перед своей девушкой и лучшим другом Росс разглагольствует на тему приватности рядовых граждан и лицемерия американской демократии, тотальной слежки АНБ и теории о том, что каждая палка, вставленная в колесо государственной системы, высвобождает рынок (примечательно, что в том же 2013-м, когда Ульбрихт попался оперативникам бюро и УБН, Эдвард Сноуден передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ, касающуюся слежки американских спецслужб за передачей информации между гражданами).
Ульбрихт называет себя либертарианцем, хотя в действительности является анархистом (грань между либертарианством и анархизмом не то что тонкая, но порой практически незаметная, и в рамках либертарианства, собственно, вычленяются анархо-капитализм и левый рыночный анархизм). В течение двух часов хороший мальчик из приличной семьи, которого отец упрекает в безобидной неспособности доводить начатое дело до конца (ему почти что тридцать, но подобно подростку он хватается то за одно, то за другое, загорается новыми начинаниями, но все бросает на полпути), деградирует в сперва маниакально одержимого правонарушителя, а после и вовсе в человека, утратившего всякую связь с реальностью, с идеями и принципами, готового без мук совести совершать убийства чужими руками.
Минус картины в том, что она совсем не оправдывает заявленный в жанровой графе триллер. Нет никакого напряжения в том, как поступательно и уверенно главный герой движется в сторону наказания за совершенные преступления. И несмотря на обаяние Робинсона, Ульбрихт (которого авторы попытались не то чтобы оправдать, но показать утопистом-романтиком, который сам не заметил, как перекрутил, переврал идеалы, как пустил свой гений во зло, а не во благо) не вызывает ни симпатий, ни сочувствия, скорее наводит на грустные мысли о том, как нелепо и напрасно бывают растрачены ум и талант, и как по глупости и молодости обрывается потенциально толковая и многообещающая жизнь.
Смотрите легально на MEGOGO
Плюс картины (и этот плюс спасает унылую ситуацию) в том, что Ульбрихт здесь – не единственный главный герой. Джейсон Кларк, который перетягивает все симпатии на свою сторону, играет полицейского из УБН, что однажды, работая под прикрытием, обдалбывается в хлам и срывает сверхважную операцию. Чтобы не увольнять заслуженного копа за пару лет до пенсии, начальство с барского плеча переводит штрафника в отдел по борьбе с кибер-преступностью, где тот в компании молодых хакеров, у которых усы едва пробились, но амбиций и самомнения хоть отбавляй, выглядит эдаким последним щетинистым динозавром. Он привык работать в поле и решать задачи кулаками, а за компьютером ведет себя как слон в посудной лавке и не может без посторонней помощи даже элементарно отправить имейл. Но, конечно же, именно этот олдскульный клоун в итоге и выходит на след неуловимого наркоторговца из даркнета, который самым нахальным образом превратил наркобизнес в онлайн-магазинчик в духе Amazon, где героин и экстази можно добавлять в корзину так, будто это джинсы и свитшот, и заказывать курьерскую доставку на дом.
Протагонист и антагонист, мышка и кошка, здесь не противопоставляются друг другу, но наоборот, всячески рифмуются и идут по сюжету плечо к плечу, причем в определенные моменты буквально. И тот, и другой – антигерои, которые преступают закон. Но если один вместе с законом преступает и мораль, причем даже собственную, и цели его настолько аморфны, что по факту отсутствуют вовсе, то второй ведом конкретным стремлением, и он – не пустословный мальчишка, но зрелый, дельный мужчина, осознающий последствия.
Этой параллели создатели фильма придерживаются до самого финального кадра. И хотя в конце концов антигерои, такие похожие и такие разные, оказываются в одном и том же темном месте, свет в конце тоннеля светит лишь одному.
Анастасия Лях
Асоциальная сеть (Silk Road)
2020 год, США
Продюсеры: Стивен Ганс, Дункан Монтгомери, Алекс Орловский
Режиссер: Тиллер Расселл
Сценарий: Тиллер Расселл
В ролях: Джейсон Кларк, Ник Робинсон, Александра Шипп, Кэти Аселтон, Джимми Симпсон, Пол Уолтер Хаузер
Оператор: Питер Флинкенберг
Композитор: Mondo Boys
Длительность: 112 минут/ 01:52