В ванне, наполненной кубиками льда, лежит обнаженная Шарлиз Терон. Кажется, этого уже вполне достаточно, чтобы заманить и обезвредить публику. Добавьте очень длительные и очень натуралистичные драки, лесбийский секс, постер «Сталкера» Тарковского и эксцентричного Джеймса МакЭвоя в советской шинели нараспашку – и получите самое стильное шпионское кино.
«В ноябре 1989 года Берлинская стена пала, и тысячи жителей восточной стороны благополучно воссоединились с родственниками и земляками с запада. Но это чуть другая история», – говорит в самом начале закадровый голос, давая понять, что перед нами не исторический фильм о ГДР и ФРГ, а выдуманный шпионский боевик в колоритном антураже самого эпицентра и красноречивого символа холодного противостояния. Советский Союз вот-вот развалится, «железный занавес» падет, американцы ненадолго победят.
К слову, в попытках разгадать детективную интригу (кто на кого работает, кто кого предал, кто двойной агент) не забывайте, что фильм американский.
В комнате для допросов МИ-6 персонажи Тоби Джонса (британская разведка) и Джона Гудмана (ЦРУ) допрашивают специального агента Лоррейн Бротон, лучшую из лучших. Ее лицо и тело покрыто ссадинами и гематомами, глаз подбит. «Пусть цээрушник выйдет отсюда», – говорит Лоррейн. «Я – уполномоченный представитель Лэнгли… бла-бла-бла», – отвечает герой Гудмана. «Гандонисько», – сквозь зубы процеживает разведчица (черт его знает, как оно прозвучало в оригинале, но украинские переводчики подобрали шикарное слово). «Вы что-то сказали? – Нет, ничего. – Нет же, вы что-то сказали. – Ни слова не говорила. Можем перемотать, если хотите…».
А дальше Лоррейн рассказывает, как все было. Как она по приказу МИ-6 прилетела в Берлин с официальной миссией якобы переправить на родину тело погибшего коллеги, а на самом деле разузнать, кто его убил и у кого находится злосчастный список всех агентов МИ-6, ЦРУ, КГБ и прочих разведок, из-за которого может развернуться Третья мировая война. Как разошлась во мнениях с напарником Дэвидом Персивалем, как установила двусмысленный контакт с французской разведчицей и как наконец вычислила крота-предателя. Но только не все тут так просто, как кажется.
Смотрите легально на MEGOGO
На этапе постпродакшна боевик с Шарлиз Терон, сперва названный «Самый холодный город» (как и положенный в его основу графический роман Энтони Джонстада), был переименован в «Атомную блондинку». И надо сказать, вполне резонно. Каким бы красивым и благозвучным не казалось название «Самый холодный город» и как бы выразительно оно не говорило о Берлине времен холодной войны, оно оказалось чересчур мрачным и суровым для завуалированно-комедийной тональности картины.
Режиссер Дэвид Литч взялся за «Атомную блондинку» после успеха маскулинного боевика «Джон Уик», который он снял на пару с Чадом Стахелски. При этом Литчу пришлось отказаться от работы над сиквелом «Джона Уика» в пользу проекта с Шарлиз Терон. Немудрено: ведь это была оригинальная история, а не продолжение, и здесь он мог руководить творческим процессом единолично. После выхода трейлера «Атомную блондинку» тут же окрестили «Джоном Уиком в юбке». Как теперь выяснилось, ошибочно.
Безусловно, Литч использовал те же навыки и приемы. Рукопашные сцепки здесь так же реалистичны и убедительны. Но в то же время звучат на другой, альтернативной волне. Если экшн, пальба и кулаки в «Джоне Уике» лились музыкальной рекой, отбивали единый ритм, выдерживали одну ноту; то все то же самое в «Атомной блондинке» проделывается речитативом. Реализм стремительно приближается к натурализму. Красота и слаженность уступают правдоподобной, прозаичной незадачливости и неловкости. Завидная искусность Лоррейн Бротон не гарантирует ей стопроцентную защиту от несуразных падений и незапланированных ударов об шкаф или угол. Если Джон Уик применял в качестве оружия исключительно изящные предметы вроде карандаша или штопора, то Лоррейн пускает в ход абсолютно все: тумбочки, стулья, светильники, гармоники, и при этом не стесняется яростно, свирепо реветь и тяжело пыхтеть. Если «Джон Уик» был серьезен, то «Атомная блондинка» вынуждает опять и опять улыбаться. Если «Джон Уик» был историей вендетты, то «Атомная блондинка» – история разоблачения.
Проект с Шарлиз Терон, посвященный ее умопомрачительной красоте и сексуальности, – это как если бы «Джон Уик» встретился с романом Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» и боевиком Содерберга «Нокаут».
А Дэвид Персиваль в исполнении МакЭвоя – это как если бы его же безумный герой из «Сплита» встретился с его же безумным героем из «Грязи», но немного протрезвел.
Советские бетонные интерьеры, серые и унылые экстерьеры чередуются с неоновым светом и фривольностью ночных клубов. Красный, синий, фиолетовый люминесцентные цвета рифмуются с красочным граффити на разделяющей стене. Вечерний мейк-ап чередуется с кровавыми подтеками и синяками. Спасительные кубики льда в ванной рифмуются с кубиками льда в ведре для шампанского, в котором припрятан спасительный пистолет.
Из костюмов героев можно делать музей одежды 80-х. МакЭвой в вязаном жилете и бушлате, да еще и за рулем Porsche Carrera 911 1988 года выпуска, нелегально приторговывающий западными джинсами на восточную сторону, действительно похож на персонажа стилизованного комикса, коим, собственно, и является. Шарлиз Терон в ботфортах, чулках на подтяжках и белом кашемировом пальто – la femme fatale с навыками Черной вдовы. Мягкое кружевное белье, короткие платья-свитера со спущенным плечом, открытые спины, облегающий гипюр… Сигарета во рту. Водка столичная. Со льдом.
Дух времени, дух запада и востока, винтажный и злободневный одновременно, пропитывает здесь каждый нервный жест, каждый усталый взгляд, каждую складку на голенище модного сапога. А драка на фоне сцены из «Сталкера» (премьера которого в ГДР на самом деле состоялась в 1981 году, а не в 1989-м, когда уже успели уйти из жизни Солоницын, Гринько и сам Тарковский) – вовсе не святотатство, а, возможно, иллюстрация перемен, произошедших с публикой и кинематографом. Кинополотно бесцеремонно рвется на сцене, где сталкер, профессор и писатель обреченно сидят посреди комнаты исполнения желаний. «Кина не будет». Но Show Must Go On.
Анастасия Лях
Атомная блондинка (Atomic blonde)
2017 год, США
Продюсеры: А. Дж. Дикс, Эрик Гиттер, Бет Коно, Келли МакКормик, Питер Шверин, Шарлиз Терон
Режиссер: Дэвид Литч
Сценарий: Энтони Джонстад, Курт Джонстад
В ролях: Шарлиз Терон, Джеймс МакЭвой, Джон Гудман, София Бутелла, Тиль Швайгер, Эдди Марсан. Тоби Джонс, Билл Скарсгард, Джеймс Фолкнер, Йоханнес Йоханнессон
Оператор: Джонатан Села
Композитор: Тайлер Бэйтс
Длительность: 115 минут/ 01:55