Длиннющее, непонятное и несуразное на первый взгляд название, скандал с пересъемками, позиционирование в качестве первого спин-оффа культовой вселенной с никому неизвестным главным героем в центре сюжета – и в итоге едва ли не лучшая часть франшизы. Вот что такое «Бунтарь один» (а из новых персонажей зрителям наверняка должен понравиться коммандер-злодей в белом плаще, сыгранный Беном Мендельсоном).
Многие зрители, не особо вовлеченные в историю «Звездных войн», восприняли название спин-оффа как прозрачный намек на продолжения: «Бунтарь два», «Бунтарь три» и так далее. И конечно же, ошиблись. Никакого сиквела у данной картины априори быть не может. Ее действие разворачивается аккурат между событиями третьего и четвертого эпизодов, причем к последнему примыкает вплотную, а история ее персонажей навсегда заканчивается с финальными титрами. «Бунтарь один» – это позывной, наугад выбранный повстанцами.
Что касается локализации названия («Изгой» в российском прокате и «Бунтарь» в украинском), оба варианта соответствуют содержанию, хотя именно «Изгой» является дословным переводом оригинального «Rogue». «Бунтарь» – потому что в центре повествования группа мятежников. «Изгой» – потому что эти мятежники не получили поддержку Альянса и оказались сами по себе, несколькими воинами в имперском поле.
«Звездные войны. История» – антология-ответвление от основной линии франшизы, которая началась с истории Джин Эрсо, а затем подарит фанатам сольные проекты о Хане Соло и Бобе Фетте. Но если фигуры контрабандиста и охотника за головами поклонникам саги отлично знакомы (Боба Фетт, несмотря на свою третьестепенность и незначительность, по непонятным причинам обрел бешеную популярность: в свое время его коллекционные статуэтки стоили дороже, чем статуэтки Люка Скайуокера и Дарта Вейдера), то Джин Эрсо – практически пустой звук. А меж тем эта загадочная девушка является дочерью гениального физика-теоретика, ученого-изобретателя, создавшего Звезду смерти – главное имперское оружие, уничтожающее планеты.
Наконец скандал с пересъемками. За несколько месяцев до премьеры, а конкретно в июле, студия Disney запустила пересъемки, которыми занялся один из сценаристов «Бунтаря» Тони Гилрой. Несмотря на заверения представителей компании, что досъемки и пересъемки – нормальное и вполне привычное дело, в прессе и среди фанов тут же пошли неприятные толки: мол, значит, Гарет Эдвардс (постановщик последней «Годзиллы») с работой не справился, запорол такой амбициозный проект, а Гилрой теперь пытается все исправить, но вряд ли ему удастся. На спин-оффе тогда чуть ли не поставили крест. Хотя в результате все пересуды и пессимистичный настрой оказались сплошной глупостью.
Смотрите легально на MEGOGO
Каким бы ни был масштаб амбиций Дж. Дж. Абрамса и прочих создателей «Пробуждения силы», их задача была куда проще: в седьмом эпизоде можно было рассказывать что угодно, мало ли что произошло спустя тридцать лет после победы Люка Скайуокера над Дартом Вейдером. А вот авторам «Бунтаря» нужно было логически связать новую трилогию (первый, второй и третий эпизоды, которые не любят ни критики, ни истинные фанаты) и старую (четвертый, пятый и шестой эпизоды, которые и критики, и фанаты боготворят). Для этого они взяли и тех, и других персонажей в оригинальном актерском исполнении и разбавили ими команду новичков, никогда не появлявшихся в этой межзвездной вселенной. Так, не секрет, что на экране появляется приемный отец принцессы Леи и один из лидеров сопротивления Бейл Органа в лице Джимми Смитса, игравшего в «Атаке клонов» и «Мести ситхов» (а вот его близкого друга Оби-Вана Кеноби в «Бунтаре» нет, хотя некоторые слухи об участии Юэна МакГрегора ходили). И не секрет, что появляется гранд-мофф Таркин из «Новой надежды» в исполнении оцифрованного Питера Кушинга (актер скончался еще в 1994 году). Плюс, конечно же, несколько камео, во время которых особо страстные и несдержанные почитатели франшизы будут свистеть и рукоплескать.
Таким образом авторы «Бунтаря» плавно прокладывают мост между двумя трилогиями, между более ранним прошлым и более поздним, одновременно четко рифмуясь с феминистским будущим франшизы (неслучайно главным героем вновь становится юная бойкая девушка, как и в «Пробуждении силы»).
Действие фильма разворачивается в самое смутное, тяжелое время. Республика окончательно рухнула, Империя же окончательно установила свой порядок и находится в расцвете сил. Новая надежда еще не пришла, а от старой практически ничего не осталось. Заранее ясно, что все участники миссии по похищению чертежей Звезды смерти обречены на смерть. Оттого мы получаем самую мрачную, жесткую, реалистичную и драматичную часть «Звездных войн». Оранжевые пустынные пейзажи с пекущим солнцем здесь сменяются ветреной, промозглой погодой с проливным дождем. В воздухе витает гнетущее чувство бессилия перед злом (не бойтесь, за юмор, которого пусть и немного, но он хорош, отвечает очаровательный саркастичный дроид K-2SO). Перед нами черные, обескровленные, сумрачные дни и годы, когда больше нет джедаев и нет Силы, когда больше никто не говорит «Да пребудет с тобою…» (неслучайно таинственный слепец в лице звезды «Ип Мана» Донни Йена, постоянно повторяющий как заклинание «Со мною Сила, и с Силой я» вызывает лишь смех и сострадание к умалишенному, пока однажды не доказывает существование этой самой давно канувшей в Лету Силы наглядно).
Героиня Фелисити Джонс, поначалу крайне далекая от идей революции, однажды ведет дискуссию с персонажем Фореста Уитакера. «Неужели тебя не волнует, что над вселенной развивается флаг Империи?» – допытывается тот. «Нет, если не смотреть вверх», – отвечает Джин Эрсо. В этом коротком диалоге – все наши извечные споры о необходимости и бессмысленности что-то менять.
Отец Джин, Гален Эрсо (Мадс Миккельсен) – очевидная отсылка к создателям ядерного оружия: и к «отцу атомной бомбы» Оппенгеймеру, который, увидев свое творение в действии, процитировал Бхагавадгиту: «Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего… Я стал Смертью, уничтожителем Миров»; и к известному гуманисту Сахарову, создателю первой советской водородной бомбы, который в итоге ужаснулся собственному открытию, стал диссидентом и до конца жизни выступал за прекращение ядерных испытаний.
Война между Империей и Сопротивлением – это бесконечное противостояние между диктаторскими режимами и демократией, между угнетением и свободой. Неслучайно имперские офицеры Джорджа Лукаса облачены в болотную форму, напоминающую советский мундир с орденами (в «Пробуждении силы» провластная атрибутика трансформируется в подобие нацистской свастики). И «Бунтарь» как раз задается вопросом целесообразности этой неиссякаемой войны. Насколько важна надежда?
Анастасия Лях
Бунтарь один: Звездные войны. История (Изгой-один: Звёздные войны. Истории, Rogue One: A Star Wars Story)
2016 год, США
Продюсеры: Кэтлин Кеннеди, Саймон Эмануэл, Кири Зупер, Финнур Йоханнссон
Режиссер: Гарет Эдвардс
Сценарий: Крис Вайц, Тони Гилрой, Джон Нолл
В ролях: Фелисити Джонс, Диего Луна, Алан Тьюдик, Донни Йен, Цзян Вэнь, Бен Мендельсон, Форест Уитакер, Риз Ахмед, Мадс Миккельсен, Джимми Смитс
Оператор: Грег Фрэйзер
Композитор: Майкл Джаккино
Длительность: 133 минуты/ 02:13