Возможно, это лучший «Человек-паук» из всех экранизаций комикса о Спайдермене. Во-первых, потому, что техника классической рисованной анимации, душевно воссозданная в этом вполне современном компьютерном 3D-мультике, куда больше соответствует традициям комикс-культуры, чем игровое кино с участием актеров. Во-вторых, потому, что это первый «Человек-паук» не о Питере Паркере, и это свежо и довольно смело со стороны студийных продюсеров. В-третьих, потому, что это очень смешной, остроумный мульт, полный изобретательных отсылок не только к предыдущим экранизациям с участием и Тоби Магуайра, и Эндрю Гарфилда, но и в целом к явлениям поп-арта. Наконец в-четвертых, новый черный костюм Спайдермена, дополненный кенгурушкой и рэпом, – вещица куда более стильная и эффектная, чем изрядно поднадоевшее красно-синее трико.
Действие разворачивается в том самом Нью-Йорке, где орудует единственный супергерой – Человек-паук, под маской которого скрывается Питер Паркер, только он к этому времени заметно возмужал и достиг возраста Супермена, примерно. И он – голубоглазый скуластый блондин, будто с обложки журнала Playgirl, который выпускает собственную линию одежды и кукурузные хлопья. Также в этом мире живет темнокожий подросток Майлз, сын нью-йоркского полицейского, которого родители только-только перевели из обычной государственной школы в престижную частную, где ему совершенно не по душе: ему не нравится чувствовать себя избранным, выше и лучше других. И в этом же Нью-Йорке злодей-жирдяй Кингпин (он же криминальный авторитет Уилсон Фиск, которого украинские прокатчики назвали Цабэ в смысле «большого цабэ», то есть «большой цаци»; оригинальное kingpin переводится как «вор в законе» или же «главная фигура, важное лицо», что в общем-то вполне соответствует слову «цаца»), большой как воздушный шар, широкий как шкаф-купе, озлобленный и опасный как ядерная боеголовка, пытается запустить большой, очень большой адронный коллайдер, чтобы открыть порталы в параллельные вселенные.
Когда Майлз со своим любимым неформальным дядей Аароном, который так отличается от его правильного, консервативного отца, застегнутого на все пуговицы полицейского мундира, спускается в тоннель метро, чтобы выпустить пар и разрисовать стену граффити, его кусает радиоактивный паук, которого Майлз, апатично хмыкнув, без задней мысли просто прихлопывает ладонью. И пока Майлз начинает трансформироваться, что сопровождается уймой курьезных сцен, Цабэ убивает Питера Паркера и таки запускает свой коллайдер. Через открывшиеся порталы в мир, где живет Майлз, один за другим попадают аналоги Человека-паука из альтернативных вселенных.
Таким образом Майлз, который пребывает в шоке от того, что тоже стал Пауком, сталкивается с пятеркой альтернативных Пауков. Первый – другая версия Питера Паркера: не блондин и не голубоглазый, а изрядно вымотанный, уставший, запущенный немолодой чувак с черной щетиной, помятым лицом и заметно округлившимся пицца-пивным пузом; в своем мире он пережил кризис супружеских отношений, развелся с Мэри-Джейн Уотсон и посему пребывает в затянувшейся депрессии. Второй – Гвен Стейси (альтернативная версия той самой Гвен, которую играла Эмма Стоун), девушка-паук в балетках (в комиксах Гвен-паук), которая в своем мире дружила с обычным парнем Питером, но не смогла спасти того от смерти (в ее воспоминаниях Питер падает вниз с большой высоты, а она летит за ним, протягивая руку-паутину, но не успевает поймать точно так же, только наоборот, как в аналогичной сцене из фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение»).
Третий – Человек-паук в жанре детективный нуар. Он – черно-белый, конечно же, коль речь о нуарной классике 40-х, в шляпе, плаще и с очень мрачным, пессимистичным нравом (а на то, как этого монохромного персонажа озадачивает цветной кубик Рубика, кажется, можно смотреть часами, ну может не часами, но эта сцена достойна отдельной короткометражки). Четвертый – девочка-паук из аниме, которая в соответствии с японской высокотехнологичной поп-культурой не бегает сама в трико, а сидит внутри большого железного паука-робота и управляет им благодаря нейронной связи с живым пауком-насекомым, ну точно так же, как егери в «Тихоокеанском рубеже». Наконец пятый – это Спайдерпиг, то есть Свинья-паук. Поскольку прочие герои мультфильма – это условно «живые» действующие лица, то Спайдерпиг в их компании – Паук-мультяшка, эдакая дерзкая версия Пятачка.
Смотрите легально на MEGOGO
Помните доктора Октавиуса (Осьминога), которого в фильме «Человек-паук 2» 2004 года сыграл Альфред Молина? Здесь доктор Октавиус – женщина, но при этом нельзя не заметить, что чертами лица она явно напоминает Молину.
Видимо, успех диснеевской «Черной пантеры» убедил студию Sony, что чернокожий Человек-паук вполне может стать новым культовым супергероем. И Майлз действительно обладает подобным потенциалом. Скажем так: теперь дети, играясь в Спайдермена, должны надевать что-нибудь черное, прятать голову в капюшон толстовки, немного сутулить плечи, развязывать шнурки на кроссовках, называть друг друга «бро» и напевать речитатив.
И да, ну конечно же, здесь есть камео мультяшного Стэна Ли, которое в свете недавней смерти писателя и художника, создавшего целую комикс-эпоху, приобретает не только особенную душевность, ноту прощания и последнюю дань уважения, но и множество параллельных смыслов. Например, очевидно, что ни в одном из будущих фильмов Marvel Стэн Ли уже, к сожалению, не появится. Но в анимации он может жить вечно.
Анастасия Лях
Человек-паук: Через вселенные (Spider-Man: Into the Spider-Verse)
2018 год, США
Продюсеры: Эми Паскаль, Ави Арад, Фил Лорд, Кристофер Миллер, Кристина Стейнберг
Режиссеры: Боб Персикетти, Питер Рамзи, Родни Ротман
Сценарий: Фил Лорд, Родни Ротман
В ролях (озвучка): Шамик Мур, Хейли Стейнфелд, Лив Шрайбер, Махершала Али, Джейк Джонсон, Брайан Тайри Генри, Лили Томлин, Николас Кейдж, Крис Пайн, Оскар Айзек, Кэтрин Хан, Зои Кравиц
Композитор: Дэниел Пембертон
Длительность: 120 минут/ 02:00