Вернув этого супергероя обратно домой, в материнское, так сказать, лоно, студия Marvel сделала его ребенком, классическим тинейджером с классическими тинейджерскими заботами, который смотрелся еще более детским на фоне предыдущих исполнителей Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда. И эти юность и детство стали его преимуществом и его же особенностью в контексте прочих Мстителей.
А теперь Marvel предлагает наблюдать за его созреванием и ростом, причем как в физическом плане, так и в духовном. И «Вдали от дома» – безупречная ода этому переходному периоду, супергероическая драмеди взросления, в идеальном соотношении совмещающая детство и взрослость Питера Паркера, комедию и драму, старую и новую фазы марвеловской киновселенной. Школа и супергероика здесь уже не просто шагают нога в ногу, но сталкиваются лоб в лоб. А злодей здесь – не просто злодей, но крах детских иллюзий, падение ирреального розового мира, в котором пребывает каждый ребенок перед необратимым вступлением во взрослую жизнь.
Впрочем, широкий шаг во взрослость был сделан еще в «Финале», когда Питеру пришлось навсегда проститься с тем, кто был его кумиром и учителем, кто заменил ему отца и поверил в его потенциал. Теперь же Паркеру придется разочаровать покойного наставника, предать его память и его доверие, а после попытаться все исправить. Впрочем, ошибаться свойственно не только детям, но и взрослым. А инфантильным взрослым очень свойственно сбрасывать груз ответственности на чужие плечи. Так что школьнику такая слабость уж наверняка простительна.
«Вдали от дома», отправляющее нью-йоркского супергероя по европейским туристическим центрам, – кино, богатое на все. Не только на локации, отменный повсеместный юмор (которого, кажется, еще больше, чем обычно) и одновременно серьезный внутренний конфликт героя, но и на аллегорический психологизм. Иллюзия здесь – субстанция, в которой теряется и обманывается не только протагонист, но и мы с вами, зрители. На сей раз экспериментальность Marvel углубляется в саму сущность кинематографа, который предлагает иллюзию и оптический обман как альтернативу правде и реальности и который, помимо творческих созидателей и идеологов, наполнен продюсерами-прагматиками, что продуманно и просчитано дирижируют спектаклем, доводя технику до совершенства.
Богатое на упоминания и отсылки не только к предыдущим фильмам этой вселенной, включая «Войну бесконечности», «Капитана Марвел» и «Финал», но и к альтернативным проектам и франшизам, совсем свежим и чуть подзабытым, таким как «Человек-паук: Через вселенные» и трилогия Сэма Рэйми.
Смотрите легально на MEGOGO
На самом деле студия делает потрясающий в своем новаторстве и своей рискованности ход: срывает с кино вуаль магии, обнажая чисто технический остов. А то, что начинается как плохой фильм DC, в итоге оборачивается высококлассным, смелым и экстраординарным продуктом Marvel.
«Вдали от дома» умудряется слепить в единое целое подростковую комедию о буйстве гормонов (в семейных диснеевских рамках, конечно же) и погружение в глубины подсознания, жонглирование явью и фантазией, подобное «Началу» Кристофера Нолана. В таком разрезе подзаголовок «Вдали от дома» стоит воспринимать двояко: как буквальное отдаление героя от родного Нью-Йорка и как фигуральное отдаление Marvel от классических подходов к сюжету и от всего, что мы видели раньше и что благополучно осталось почивать в предыдущей фазе.
А еще «Вдали от дома» – это еще одна (после «Капитана Марвел») новая грань Ника Фьюри – Ника Фьюри, который пытается научиться общаться с тинейджерами и даже соглашается играть по тинейджерским правилам. Но, безусловно, в глобальном смысле сохраняет свое суровое одноглазое лицо. Да чего там, он даже отпускную гавайскую футболку носит в черном цвете.
Анастасия Лях
Человек-паук: Вдали от дома (Spider-Man: Far From Home)
2019 год, США
Продюсеры: Кевин Файги, Эми Паскаль
Режиссер: Джон Уоттс
Сценарий: Стэн Ли, Стив Дитко, Крис Маккенна, Эрик Соммерс
В ролях: Том Холланд, Джейк Джилленхол, Сэмюэл Л. Джексон, Зендая, Коби Смолдерс, Джон Фавро, Джейкоб Баталон, Ангури Райс, Тони Револори, Мартин Старр, Мариса Томей, Дж. Б. Смув, Реми Хай, Нуман Аджар
Оператор: Мэттью Дж. Ллойд
Композитор: Майкл Джаккино
Длительность: 129 минут/ 02:09